Банк понимает, что нужно клиентам

Еще в конце 1990-х Промсвязьбанк был рядовым корпоративным банком, замыкающим первую сотню по размерам активов. А уже в 2004-м прочно обосновался в топ-12 крупнейших российских кредитных учреждений. В наступающем году банк будет отмечать свое 15-летие и готов прийти к юбилею с еще более внушительными успехами. Мы беседуем с управляющим Томским филиалом ОАО «Промсвязьбанк» Андреем Сальниковым.

 

Большой потенциал

– Андрей Викторович, весь прошедший год, напуганные мировыми экономическими неурядицами конца 2008-го, мы слышали разговоры о волнах кризиса. Ждать ли нам их и когда?

– Хоть наш банк и придерживается в своей бизнес-стратегии консервативных взглядов, но в пессимисты записываться не спешит. Есть ощущение, что количество решаемых проблем сегодня превышает количество вновь возникающих сложностей. А вторая волна кризиса если и была, то минувшей весной. В конце 2008-го финансовые потрясения возникли из-за того, что иностранные инвесторы в больших объемах выводили средства с российского рынка. Плюс тогда же закрылись международные рынки капитала. Поэтому в основном проблемы российской банковской системы тогда были связаны с дефицитом ликвидности и резкой отрицательной переоценкой портфелей ценных бумаг. А кратковременный отток вкладов стал реакцией людей на нестабильную ситуацию. Что случилось потом? Частные вкладчики в банки вернулись, но начались неприятности с обслуживанием кредитного портфеля: сказалось распространение кризиса на реальный сектор хозяйства – падение спроса, снижение занятости и реальных доходов. В результате для ряда корпоративных заемщиков стало проблематично выполнять текущие обязательства, в том числе и перед банками.

– Сейчас ситуация нормализовалась?

– Те предприятия, которые смогли сократить издержки, оптимизировать свою деятельность, договориться с банками о реструктуризации долга, адаптировались к новым условиям.

– Согласно отчетности Промсвязьбанка по МСФО за полугодие, портфели корпоративных и розничных кредитов снизились. С чем это связано?

– Это результат более осторожного подхода к кредитованию новых клиентов. В целом понятия о кредитных рисках изменились – теперь даже в работе с частными заемщиками мы учитываем в том числе отраслевые риски работодателей, предъявляем еще более высокие требования к платежеспособности клиентов.

– Промсвязьбанк сегодня по размеру активов второй крупнейший частный банк, контролируемый российскими резидентами. Но у вас есть и иностранные акционеры.

– Да, в очередной допэмиссии банка, которая сейчас проходит регистрацию, принимает участие Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Эмиссия нужна для того, чтобы поддержать дальнейшее развитие банка. Собственно, сам приход такого стратегического инвестора, как ЕБРР, свидетельствует о наличии серьезного потенциала у Промсвязьбанка. При этом за право войти в состав акционеров нашего банка и получить долю акций в 11,75% он заплатит рекордную по сравнению со своими предыдущими инвестициями в российский банковский сектор сумму – около 4 млрд рублей. Думаю, что это говорит само за себя.

Выгодное партнерство

– На сайте Промсвязьбанка прочитал весомые слова, что в сложных ситуациях банк находит честное решение, учитывающее интересы клиентов и партнеров. Чем можно доказать, что это не просто лозунг?

– Собственно нашей каждодневной работой. Кризис существенно изменил ситуацию во многих семьях и на многих предприятиях. Поэтому мы постарались так построить работу с заемщиками, чтобы максимально облегчить для них выполнение взятых кредитных обязательств. Для частных заемщиков уже в начале года в Промсвязьбанке были разработаны специальные продукты рефинансирования, и мы адресно предлагали ими воспользоваться. За первое полугодие было реструктурировано кредитов физическим лицам приблизительно на 2,5 млрд рублей.

– А как действуете в отношении предприятий, которые вам должны очень существенные суммы, – сразу идете в суд?

– В основном банк старается договориться с заемщиком о досудебном урегулировании, хотя были прецеденты, когда заключали мировое соглашение уже в суде. В большей степени инициатива по реструктуризации задолженности юридических лиц исходит от банка. Для наших клиентов, которые испытывают временные трудности, мы предлагаем удобные графики погашения, чтобы достичь снижения кредитной нагрузки. В целом клиенты реагируют позитивно, видя в этом взаимный интерес.

– Выходит, ради сохранения бизнеса своих клиентов и их лояльности банк готов даже поступиться частью прибыли?

– В сложившихся условиях все банки должны создавать резервы под обесценение кредитного портфеля. Вот и убыток Промсвязьбанка (кстати, не такой существенный, как у наших конкурентов) образовался в результате доначисления таких резервов. Без учета этих отчислений банк получил прибыль, поскольку операционно прибылен, и динамика этой прибыли хорошая.

– И еще один плюс из отчетности банка – у вас заметно выросли депозиты временно свободных бюджетных средств субъектов РФ и средств государственных корпораций. За девять месяцев – порядка 39 млрд рублей…

– Причем мы эти деньги берем не за счет каких-то административных возможностей, а за счет своих конкурентных рыночных преимуществ. Банк ведет целенаправленную работу с региональными органами власти, для чего в прошлом году было создано специализированное подразделение – департамент государственных финансов. Только в III квартале этого года банк финансировал бюджетные проекты в 35 субъектах РФ и муниципальных образованиях. А на территории Томской области состоялась сделка РЕПО с облигациями Томской области на сумму 320 миллионов рублей.

Конкурентные решения

– Андрей Викторович, вы упомянули о конкурентных преимуществах Промсвязьбанка. А есть ли их зримое воплощение, например, в продуктах, которые появились в вашей линейке в этом году?

– «Доходная карта», которую мы стали широко предлагать во всех регионах присутствия банка именно в 2009-м. Это предложение для продвинутых клиентов, которые видят преимущества банковской карты международной платежной системы, с которыми совмещены преимущества классического депозита. Или поэтапная модернизация опций в нашей системе интернет-банкинга PSB-retail. Совсем недавно была внедрена опция, когда клиент может дать системе поручение на регулярное осуществление платежей в автоматическом режиме. Сегодня наиболее популярны такие операции, как пополнение вклада, оплата мобильного телефона, доступа в Интернет, внесение абонентской платы за пользование платным телевидением, стационарным телефоном, услуги ЖКХ, газо- и энергоснабжающих компаний.

– В преддверии нового года Промсвязьбанк всегда вводил в свою розничную линейку какую-нибудь сезонную новинку. Традицию продолжаете?

– Конечно. Весь декабрь и весь январь у нас проходит акция «Новогодние бонусы! Вклады дарят тепло!». Мы скорректировали в пользу клиентов условия по депозиту «Моя выгода», который и так в нашей линейке является самым доходным. По вкладам, которые будут открыты в рамках акции, клиенты получат дополнительные проценты. Есть и оригинальные новогодние подарки для вкладчиков, которые решат положить на депозит 50 тыс. рублей или эквивалент этой суммы в валюте не менее чем на полгода.

– Завершая интервью, хотелось бы узнать о ваших планах в юбилейном для банка 2010 году.

– Это будет год качественных решений и технологических новинок, которые помогут повысить скорость обслуживания, уменьшить количество бумаг, которые нужно заполнять. Мы намерены сделать все, чтобы наши клиенты и партнеры знали: банк живет не сам по себе, а пытается понять, что нужно его клиентам и партнерам. И предложить именно это.

Геннадий СМИРНОВ

Офисы ОАО «Промсвязьбанк» в Томске:
ул. Р. Люксембург, 15 (тел. 51-45-45)
ул. Красноармейская, 114 (тел. 56-50-76)
Иркутский тр., 53б (тел. 75-55-04)
пр. Фрунзе, 4 (тел. 51-48-18)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × пять =