Зачарованные депутаты

Александр Деев в «деле Макарова»

В облсуде закончен допрос очередного свидетеля по «делу Макарова». Показания о роли бывшего мэра в деятельности «Томских коммунальных систем» дал депутат Думы Томска Александр Деев.

Первой вопросы задавала гособвинитель Елена Караваева:

– Когда вы услышали о проекте РКС и о том, что он входит в Томск?

– В мае–июне 2003 года мелькнуло несколько сообщений в СМИ о том, что приезжает крупный инвестор из Москвы, готовый вложить деньги в нашу коммуналку. В середине июля я сделал запрос в горадминистрацию и получил документы, свидетельствующие, что в Томске бурными темпами идет роман с «Томскими коммунальными системами». Кроме того, ко мне на депутатский прием приходили работники «Водоканала» и «Теплосетей»: рассказывали, что на коммунальных предприятиях идут какие-то непонятные процессы, что им обещана «работа в совсем новой коммунальной структуре». Но официально ТКС были представлены депутатам только на августовском заседании гордумы.

– Была ли предложена депутатам конкретная программа?

– В сентябре или октябре. Документ носил явно декларативный характер: как хорошо, что к нам заходят РКС! Несмотря на это, программа была в целом одобрена. И я, не скрою, ее тоже поддержал. Депутатов буквально зачаровало обещание серьезных финансовых вливаний в проблемную коммунальную сферу…

– Что конкретно обещали представители РКС? В каком размере?

– Как только ТКС заработают, будут вложены долгосрочные инвестиции до 2015 года – порядка 2 млрд рублей. В перспективе – снижение коммунальных тарифов. Нам было сказано, что система ЖКХ в городе функционирует из рук вон плохо, а как только заработают ТКС, наступит коммунальный рай.

– Какова тогда была позиция Макарова?

– Поддерживал ТКС. Думаю, это была не только позиция Александра Сергеевича, а консолидированная позиция и мэра, и областной власти. На депутатов со стороны областных властей оказывалось определенное давление – меня, например, приглашал тогдашний первый заместитель губернатора Наговицын…

– Когда стало понятно, что инвестиции – пустые обещания?

– Депутаты начали говорить об этом в конце 2003 года. Фактически на каждом заседании Думы рассматривался вопрос, связанный с деятельностью ТКС. Мэра спрашивали: «Где инвестиции?» Он отвечал, что эти вопросы сейчас прорабатываются: «Скоро, скоро, ждите».

– При этом в договор аренды с ТКС были внесены изменения. Какие конкретно?

– Например, ТКС имеют право сдавать арендуемое имущество в субаренду без согласия горадминистрации. Договор аренды можно будет заключать на 49 лет, его расторжение по инициативе мэрии повлечет для города серьезные штрафные санкции. Плюс еще ряд позиций, которые, на мой взгляд, существенно ущемляли интересы томичей.

– Итак, изменения подготовлены заинтересованной стороной, изменения однобокие, кабальные, вызвавшие возражения департамента финансов, прокуратуры – почему это не остановило депутатов? Почему голосовали «за»?

– Думаю, депутатов либо попросили, либо заинтересовали. Мягко говоря, вполне могла сложиться ситуация, подобная той, которая произошла в Твери: там работали «Тверские коммунальные системы» (родственная структура) – председатель Тверской гордумы и семь депутатов были пойманы на взятке и реально осуждены. Я не исключаю, что мои коллеги имели определенный интерес. Ходили разговоры: для того, чтобы ТКС в Томске развивались, ряд депутатов перед каждым заседанием поощрялись. Но, к сожалению, достоверной информации об этом нет.

– Действительно ли перед заседаниями Думы, где планировалось принятие наиболее важных решений, практиковалось собеседование Макарова с каждым из депутатов?

– Да. Такое было.

– Сами участвовали в таких процедурах?

– У нас с Александром Сергеевичем были достаточно серьезные разночтения. Не конфликтовали, но спорили на собраниях. Но, кстати, во многом благодаря ему у нас сохранялись достаточно нормальные, человеческие взаимоотношения, поэтому Макаров на меня не пробовал влиять. Другие депутаты говорили об этом, не скрываясь. Чаще всего не сам Александр Сергеевич, а Лазарев приглашал. Он был официальным представителем мэра в Думе.

– Была ли у горадминистрации возможность провести через Думу любое решение в своих интересах?

– Александр Сергеевич в прежнем составе Думы имел огромное влияние на депутатов и мог провести любое решение. А вот в составе нынешней Думы – нет.

– На октябрь 2006 года уже стало очевидно, что проект ТКС провалился?

– Думаю, да. В ряде районов начались отключения электричества. За неуплату – в основном со стороны ТКС. Долги энергетикам за три года деятельности «новой коммунальной структуры» достигли 1,2 млрд рублей. (Перед ТКС – около 450 млн.) «Томскэнерго» включило все механизмы, чтобы убрать этого «инвестора» с томского рынка. Большинство депутатов поддержали этот разрыв. Но их выводы носили рекомендательный характер. Окончательное решение мог принять только мэр.

* * *

Далее Александра Деева подробно допрашивал адвокат Игорь Трубников.

Защитник цитировал высказывания ряда депутатов, характеризующие их отношение к ТКС и конфликту с энергетиками. Одна из этих цитат:

– С уходом ТКС, цитирую: «…мы становимся заложниками энергетиков полностью. Ни одной ключевой проблемы не решаем. Хотим взять в свои руки муниципальные предприятия? Неэффективно. Отдать их частникам? Нет нормативной базы. Сильный всегда пересилит, а «сильный» сейчас – это энергетики. Пытаемся убрать ТКС, но, кто знает, что будет взамен?» Что имелось в виду?

– Мы выбирали между энергетиками и ТКС – меньшее из двух зол…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + девять =