Австрийские реалии

Томские бизнесмены вернулись из зарубежной поездки

 

В понедельник, 25 октября, в Томск из рабочей поездки в Австрию вернулась группа представителей томских предприятий малого и среднего бизнеса. Бизнесмены не только побывали на европейских предприятиях, но и получили полезные контакты, которые в дальнейшем вполне могут воплотиться в новые совместные проекты австрийцев и томичей.

Богатые традиции

Австрия – маленькое государство в самом центре Европы с населением чуть больше 8 млн человек – меньше, чем в нашей Москве. Столица Австрии Вена (1,6 млн жителей) едва превосходит соседний Новосибирск (1,4 млн). Однако эти небольшие цифры значимости Австрии на европейском и мировом рынках совсем не умаляют: в этой стране сегодня работают сотни компаний, известных во всем мире.

– Лично меня зацепили предприятия с богатой историей, переходящие по наследству из поколения в поколение. Например, компания по производству соков с 200-летней историей, которую мы посетили, – рассказывает впечатления начальник отдела по внешним связям томской компании по производству продуктов питания «САВА» Игорь Солодовников. – На этом предприятии есть устоявшиеся традиции – к ним относятся очень бережно. Нам, работающим на рынке всего-то 10 лет, есть чему поучиться. Наверное, еще через 190 лет у нас тоже все будет по-другому!

– Компания по переработке фруктов Pfanner – одна из крупнейших в Западной Европе. Основана она в Австрии, но имеет производство в Германии и Украине. Наше предприятие, где работает 150 человек, представляется австрийцам как огромный завод: у них благодаря автоматизации производства такой же объем работы могут выполнять 5 человек, – разводит руками Солодовников.

Томская компания «САВА» основана в 2000 году на базе тепличного комплекса «Кузовлевский». Сегодня там производят джемы, конфитюры, повидло, нектары, томатную пасту, соусы и кетчуп. «САВА» сотрудничает с городами Сибири, Дальнего Востока и центральной части России, осваивает ближнее и дальнее зарубежье. Но попасть на европейский рынок сегодня непросто, ведь для этого нужно производить нечто особенное. По части продуктов это может быть экзотика, экологически чистые продукты.

– По результатам поездки, думаю, с четырьмя австрийскими предприятиями общение мы продолжим, – говорит Солодовников, – например, наши концентраты заинтересовали компанию, производящую газировку «Spitz».

Серьезный подход

В Австрию пригласили представителей тех томских фирм, у которых уже есть значительный опыт работы и которые хорошо знакомы с трудностями выхода на зарубежные рынки, поиском иностранных партнеров.

– У нас, конечно, есть и долгосрочные проекты, и зарубежные заказчики – в Германии, США, но приглашением Торгово-промышленной палаты мы воспользовались впервые, – рассказывает директор компании по разработке ПО «Контек-Софт» Владимир Соснин. – Дело в том, что когда компаниям предлагается некий административный ресурс (томская ТПП взаимодействует с австрийской торговой палатой), то с ними разговаривают на другом уровне, воспринимают более серь­езно, чем с теми, кто приходит сам по себе, что называется, «с улицы». Ведь австрийцы придают большое значение выстраиванию доверительных отношений. Хотя, несмотря на то что переговоры с компаниями проводились заранее, очень сложно было выстроить глубокие отношения во время первого контакта.

– Мы посетили около десятка компаний, – поясняет Соснин, – и с тремя из них – одной швейцарской и двумя австрийскими – в будущем возможны достаточно тесные отношения. Например, с компанией FERNBACH-Software по внедрению ПО в сфере банковского сектора.

По словам Соснина, австрийским IT-компаниям интересен рынок России, но им не хватает надежных партнеров на местах.

– На мой взгляд, отношения с австрийскими компаниями взаимовыгодны – они могут дать нам нечто масштабное, дополнительный опыт, имидж, мы можем помочь им методологически. Вообще, австрийцы не ожидали, что в Томске есть хорошие IT-специалисты, их также удивляет, что здесь много университетов и каждый пятый житель – студент. Все думают, что Сибирь – это очень далеко, и гораздо лучше воспринимают, когда говоришь, что географически мы находимся в центре России, – улыбается Владимир Соснин.

В марте 2010 года в Томской торгово-промышленной палате прошло ­обучение специалистов малых и средних предприятий Томской области по учебной программе «Международная торговля со странами ЕС. Экспортный маркетинг». С томскими слушателями курса работала Маргит Вендельбергер, преподаватель по маркетингу международного университета менеджмента из Вены. Слушателями стали представители 20 томских компаний – руководители и топ-менеджеры малых и средних предприятий, заинтересованные в экспорте своей продукции

 

После посещения компании Fronius International участники томской делегации встретили на входе основателя корпорации 102-летнего Гюнтера Фрониуса, который каждый день приходит на предприятие, чтобы пообедать с сотрудниками в столовой. Гюнтер Фрониус поделился советами ведения бизнеса и с томичами

 

комментарий в тему

 Аркадий Эскин, президент Томской ТПП:

– Идея реализации международного образовательного проекта для предприятий малого и среднего бизнеса родилась во время проведения аудита Томской торгово-промышленной палаты представителями Европалаты и ТПП РФ осенью 2009 года. Среди аудиторов была и представитель Торговой палаты экономики Австрии Аделе Чехаль, которая очень заинтересовалась деятельностью томских предприятий.

Проект был рассчитан на год. Его цель состояла в том, чтобы познакомить томских представителей малого и среднего бизнеса с особенностями сотрудничества с партнерами из европейских стран, современными методами и инструментами ведения внешнеэкономической деятельности, повысить их уровень квалификации и тем самым более успешно сотрудничать с иностранными партнерами.

Для участия в проекте мы приглашали отнюдь не «первоклассников» в бизнесе, а представителей тех фирм и предприятий, у которых уже есть значительный опыт работы в своем сегменте рынка, которые не понаслышке знакомы с трудностями сотрудничества с зарубежными компаниями, с процессом выхода на «чужие» рынки. Это и пищевики, и технические сервисные компании, и производственники, и научно-производственные фир­­мы. Такие как «НИКОР», «САВА», «СИАМ», «ЭлеСи», «Контек-Софт» и др., всего 20 предприятий различных отраслей экономики.

Проект изначально пре­дусматривал совместное финансирование российской и австрийской сторон.

Сейчас по завершении проекта уже можно говорить о том, что нам удалось познакомить томские предприятия с передовым опытом организации производства в ведущих европейских компаниях. Предприниматели приобрели колоссальный опыт общения, ведения переговоров, получили знания о европейских подходах ко многим вопросам организации и ведения бизнеса. По словам самих участников, проект помог им пересмотреть требования к организации внутренних производственных задач, определить перспективы и основные направления развития своих предприятий и освоения новых рынков сбыта продукции в России и за ее пределами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × два =