Милиция в категориях исторического материализма
«Милиция – часть нашего общества, и в ее рядах встречаются и хорошие люди, и плохие»: я заранее знаю, что такое объяснение причин услышу после каждого ЧП с неблаговидным участием сотрудника милиции. И сегодня, после целого ряда инцидентов, это объяснение слышу часто. Слишком часто.
Звучит оно, на первый взгляд, весомо. Ибо, как намертво пригвоздил классик, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Однако, думаю, простота рассуждения ложная. Потому что милиция – не просто часть общества, но очень даже особая часть.
Гражданин, служащий в милиции, проходит как минимум двойное сито.
Во-первых, когда сам, по собственной воле, выбирает эту профессию. А она, как каждый здравомыслящий человек заранее понимает, вполне специфична, так как связана с ограничением прав граждан и необходимыми принуждением и насилием (в широком смысле этих слов). То есть человек морально готов к весьма специфическим с психологической точки зрения действиям (есть особый раздел психологии – юридическая психология).
А потому, и это во-вторых, этот человек должен быть готов к совершенно необходимому ограничению и его прав. И, как нас убеждают кадровики МВД, при приеме на службу все претенденты проходят жесточайший отбор.
И все-таки после этого с ужасающей регулярностью происходит то, что происходит. И нам говорят: ну что вы хотите, если милиция – зеркало общества…
И все бы хорошо, только, на мой взгляд, из этого аргумента следует сделать вывод о том, что в целом наше общество, не отфильтрованное двумя проверками, представляет собой концентрацию кошмарных личностей?
Знаете, я считаю наше общество очень далеким от совершенства, но все-таки не стал бы в его адрес такие обвинения выдвигать.
Видимо, все же дело в системе.
Вот любопытно было бы сравнить статистику совершения правонарушений людьми в погонах и представителями какой-либо другой профессиональной группы. Ботаниками, например. Или педагогами.