Практические шаги томской модернизации

Послание губернатора Виктора Кресса депутатам Законодательной думы Томской области

С 2005 года накануне оглашения послания мы проводим социологическое исследование среди жителей Томска, Северска и Томского района, чтобы выявить настроения жителей региона. Последний опрос показал, что 2010 год оценивается жителями лучше, чем 2009-й, который, по ощущениям населения, был самым неудачным за последние 7 лет. При этом почти 70% считают, что кризис не закончился.

Ясно, что причины кризиса не преодолены ни в России, ни в Томской области, хотя и повестка дня, предложенная президентом России Дмитрием Медведевым, а именно модернизация России, более чем актуальна для Томской области.

Недавно председатель правительства Владимир Путин поддержал вывод, предложенный экспертным сообществом: «Кризис не сыграл традиционной роли санитара экономики». Поэтому сегодня идет работа по обновлению Стратегии–2020 и выработке новой модели экономического роста. Томская область тоже нуждается в переосмыслении и корректировке наших планов развития. Вряд ли в настоящем послании я смог бы предложить готовые программы. Но хочу озвучить некоторые шаги на этом пути на 2011 год.

2011 год – год выборов в Государственную думу РФ и Законодательную думу Томской области. Сформировать программу томской модернизации, начать ее реализацию – в этом практический смысл выборной кампании. Тут свое веское слово должна сказать партия «Единая Россия», членом которой я тоже являюсь.

 

Инновационные проекты

Проект «ИНО’Томск 2020». Сейчас наши желания и планы превратить Томск в мировой центр образования, исследований и разработок находятся в проекте распоряжения Правительства РФ, которое согласовано всеми профильными министерствами. В феврале – марте состоится завершающее обсуждение по поручению В.В. Путина на совещании с участием двух вице-премьеров правительства. Независимо от того, как сложится судьба этого документа, в этом году нужно создать дирекцию проекта, сформировать фонд развития и составить конкретный план действий.

Консорциум университетов – центральное направление «ИНО’Томск». В 2010 году удалось путем консолидации усилий вузов выиграть федеральный конкурс по шести проектам, благодаря которым общий объем финансирования за три года составит 2 млрд рублей и будет создано 3 тыс. новых высококвалифицированных рабочих мест. Задачи, стоящие перед университетами на 2011 год, вполне понятны: нахождение промышленных партнеров для образования новых предприятий, привлечение лучших российских интеллектуальных сил для чтения лекций и проведения научных работ, углубление международных связей. Следует придать второе дыхание профессорскому собранию. Нужно развивать связи с университетами регионов, вошедших в Ассоциацию инновационных территорий.

Почти 400 млн рублей областных и федеральных средств будет направлено на поддержку малого бизнеса. Приоритет должен быть отдан инновационным проектам.

Минэкономразвития должно в этом году объявить конкурс по отбору инновационных регионов России. Пока проведен негласный конкурс Академией народного хозяйства среди 8 территорий, входящих в Ассоциацию инновационных регионов. Томск пока лидирует с хорошим отрывом. Но, чтобы этот результат стал стабильным, мы должны сделать еще несколько общих инновационных проектов с такими регионами, как Татарстан, Пермь, Калуга. С Красноярском и Новосибирском у нас по одному проекту уже есть.

Минфин РФ заявил, что будет создан фонд для поощрения регионов, которые создают не сырьевые предприятия. Мы должны сделать все возможное, чтобы среди десятка регионов, которые будут предположительно «премированы», естественно, был Томск.

 

Жилищные и коммунальные задачи

Пожалуй, самой больной темой сегодня является тема обманутых дольщиков. Считаю обязательным для законодательной и исполнительной ветвей власти в течение 2011– 2012 годов решить проблему окончания строительства всех приостановленных многоквартирных домов. Работу эту мы ведем совместно с правоохранительными органами, Союзом строителей, муниципалитетами, банковским сообществом и гражданами. Несколько проблемных многоквартирных домов нам удалось в 2010 году ввести в эксплуатацию. Эту проблему мы обязательно решим, хотя не так быстро, так как не намерены тушить ее только бюджетными деньгами. Заверяю, что проблемами дольщиков мы занимаемся в ежедневном режиме, часто эта работа не может быть публичной, и я лично держу руку на пульсе.

В 2011 году будет разработана Стратегия развития строительного комплекса Томской области до 2025 года – базовый отраслевой документ. Считаю, решение задачи по увеличению ввода жилья возможно только при условии приоритетного строительства квартир среднего и эконом-класса и строительства доступного для населения индивидуального жилья с применением энергоэффективных материалов и энергосберегающих технологий. Мы готовим варианты бюджетной поддержки строительства дома площадью до 75–80 кв. м.

Необходимо масштабное привлечение инвестиций в ремонт жилья за счет всех источников. Мы научились работать с федеральными фондами: за 2008–2010 годы в область привлечено 1,1 млрд на капремонт домов. Но как затянуть частного инвестора? Решение появилось с принятием закона, позволяющего инвестору на основе энергосервисного договора с собственниками жилья иметь гарантию на возврат вложенных инвестиций в течение 5–7 лет.

Кардинального решения модернизации коммунальной инфраструктуры сегодня нет ни у нас, ни у Федерации. По оценке Минрегионразвития, на модернизацию коммунальной инфраструктуры в России требуется более 6 трлн рублей. В Томской области – порядка 3–4 десятков миллиардов рублей. Предлагаю привлечение новых для российского рынка игроков, таких как «Веолия» и «Сименс», и масштабную поддержку инвестпроектов по переходу на автономные и локальные источники последнего поколения.

Надо, исполняя Послание Президента РФ, за один-полтора года снять остроту проблемы по устройству детей в детские дошкольные учреждения… В Томске, где проблема самая острая, напряжение снимем за 2–2,5 года. Хотелось бы раньше, конечно.Вместе с муниципалитетами в течение трех лет ликвидировать очередь на жилье среди детей-сирот и обеспечить правовое обустройство таким образом, чтобы исключить изъятие у них квартир шустрыми и ловкими людишками, которые пользуются их доверчивостью и наивностью.Мне уже в общих чертах понятна статистика потребности многодетных семей в квартирах. Обещаю за полтора, максимум два года вселить все стоящие на очереди (по состоянию на 1 января 2011 года) семьи с пятью и более детьми в квартиры. Завтра я вручаю ключи первой такой семье.  

 

Система управления

В 2011 году намерен внести некоторые изменения в структуру управления регионом и систему оплаты труда чиновников. Основная цель – переход к проектному методу управления и оплате труда, ориентированного на результат. Это необходимо еще и потому, что федеральные власти собираются применить программный принцип формирования доходной и расходной частей бюджета.

С 2012 года в России кардинально меняется система бюджетного планирования. В основе – повышение эффективности бюджетных расходов, ответственности за принятие решений. Бюджетный процесс будет направлен через программы развития. 40 программ, которые охватывают все направления социально-экономической политики, разделены на пять блоков: новое качество жизни (12 программ), инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ), обеспечение национальной безопасности (2 программы), сбалансированное региональное развитие (4 программы) и эффективное государство (5 программ).

Необходимо совместно с главными распорядителями бюджетных средств и бюджетными учреждениями найти такие критерии оценки их деятельности, чтобы им было невыгодно наращивать сеть, штаты и неоправданно увеличивать расходы. В жесткие условия их нужно поставить через областные законы.

В 2011 году нужно создать нормативную базу для томской агломерации. Речь не об административном объединении Томска, Северска и Томского района. Речь не о присоединении слабых к сильному. Это сложение конкурентных преимуществ Томска, Томского района и Северска. Самым сильным конкурентным преимуществом областного центра для агломерации является образование, здравоохранение и культура. Плюсом Томского района является то, что он может быть территорией индивидуальной застройки, зоной отдыха и городским экологически чистым огородом. А роль Северска и в целом северного промузла – наличие современной промышленности, логистического центра, развитой промышленной инфраструктуры.

 

Инвестиционные проекты

Модернизация – это прежде всего инвестиции. Назову основные проекты года, так как в целом их должно реализовываться несколько тысяч.

Начало проекта строительства газопровода «Алтай» – стоимость 500 млрд рублей, протяженность 2,6 тыс. км. 850 километров – по территории Томской области. И для нас это будет мегапроект. Объем инвестиций – сотни миллиардов рублей. Новые возможности появляются в газификации территории, в развитии промышленного потенциала томских предприятий, в добыче полезных ископаемых, а главное – новые рабочие места. К этому все должны очень серьезно готовиться.

Строительство нефтеперерабатывающего завода в зоне северного промышленного узла. Стоимость проекта 60 млрд рублей. Планируемое количество рабочих мест – одна тысяча.

Бизнесмены из Китая должны запустить два лесоперерабатывающих производства. Общий объем капвложений «Хёнда-Сибирь» составит около 1 млрд рублей, в 2010 году было вложено 330 млн.

Серьезные инвестиции поступят в развитие ТВЗ: 4,3 млрд рублей из федерального бюджета и 1,8 из областного. Сегодня в ТВЗ 56 резидентов, но такие резиденты, как госкорпорация «Ростехнологии» в лице «Российской электроники» и исследовательского центра компании «Сибур» являются безусловным преимуществом.

Событием года станет начало реализации проекта ОАО «Российская электроника» по созданию светодиодного кластера при промышленном сотрудничестве НИИПП и ТУСУРа. Проект получит федеральную поддержку в размере 360 млн рублей. Следующий этап – создание R&D центра и строительство фабрики по производству светодиодного оборудования. Общий объем инвестиций – 5,3 млрд рублей.

Выйдет на полную мощность открытый в прошлом году ЛПК «Томск-Партнер» – одно из самых современных лесоперерабатывающих предприятий в России. Общий объем инвестиций 7 млрд.

«Микран» в сотрудничестве с ТУСУРом начнет реализацию проекта по производству СВЧ-аппаратуры на основе собственной арсенид-галловой элементной базы. На этот проект также будет выделено 300 млн рублей федеральных средств. Столько же предусмотрено и частных вложений.

Компания «Новопорт» начинает инвестирование в расширение здания аэропорта со строительством пункта временного пропуска для открытия международных рейсов. Второе направление – проектирование в 2011 году и реконструкция в 2012–2013 годах взлетно-посадочной полосы. Объем инвестиций – около 2 млрд рублей.

В Первомайском районе будет создан животноводческий комплекс по производству говядины. В области вполне может обосноваться предприятие по производству шампинь­онов по немецкой технологии. А пока за февраль – март мы должны размотать весь клубок проблем на птицефабрике «Томская».

 

Человеческий фактор

Формирование новой модели роста предполагает глубокое реформирование отраслей человеческого капитала.

Серьезные перемены в 2011 году должны произойти в профессиональном образовании. Идеологи модернизации российского образования говорят: «Советская система проф­образования умерла, нужно создать новую». Поэтому нужно продолжить создание многопрофильных и многоуровневых учреждений, а не узкоотраслевых. Нужно привлечь средства работодателей в подготовку специалистов колледжей и техникумов. Нужно объединение колледжей и техникумов с университетами в одну цепочку, то, что называют сегодня развитием прикладного бакалавриата.

О школе. Средний балл в прошлом году по ЕГЭ у нас выше всех других регионов СФО, но серьезно уступает лучшим школам России. А по качеству абитуриентов ни политехнического, ни классического университетов среди лидеров национальных университетов нет. Значит, практические шаги по модернизации должны быть сделаны и в средней школе. Должны получить распространение лучшие педагогические практики, основанные на сетевом принципе взаимодействия школ. Каждая школа должна написать свою программу развития. Мы продолжаем поддержку лучших учителей и школ области. Нужно реализовать идею создания центров совершенства, где дается лучшее дошкольное и лучшее школьное образование. Существенно нужно изменить роль общественности в развитии школ: родителей, управляющих советов, спонсоров.

При национально-исследо­вательских университетах должны быть созданы центры поддержки одаренных детей и школы дистанционной подготовки. Готовим решение о создании в Томске Президентского кадетского лицея. Пришло время открыть и первую областную физико-математическую школу для одаренных детей Сибири. Мы договорились с ТГУ и Высшей школой экономики по подготовке совместной программы развития школьного образования «Новая школа». Уже в мае, в ходе XIV инновационного форума в Томске, мы должны совместно ее обсудить.

О здравоохранении. Недовольство здравоохранением у населения не снижается из года в год: каждый пятый считает медицину проблемной областью.

В прошлом году мы, пожалуй, больше, чем за все предыдущие годы, продвинулись в создании программы модернизации здравоохранения. В целом она тянет на 6,7 млрд рублей. Деньги должны пойти по трем направлениям. Первое – ремонт поликлиник и больниц, покупка нового современного оборудования. Второе – создание электронной регистратуры, которая должна помочь людям в выборе врача и записи к нему, облегчить смену медицинского учреждения и страховой компании при желании, упростить врачам доступ к данным медицинской карты пациентов. Третье – улучшение качества диагностики и лечения по главным направлениям, таким как кардиологические заболевания, онкология, материнство и детство.

В 2011 году на базе ОКБ будут созданы сосудистый центр и его подразделения в Колпашево, Стрежевом и Асино. Нам предстоит за 2011–2012 годы осуществить прорыв в областном здравоохранении: туберкулезная больница, психиатрическая больница и клиническая больница. Нужно будет провести масштабный ремонт помещений, коммуникаций и серьезное обновление оборудования. Требует решения вопрос оплаты труда врачей и медперсонала, оказывающих специальные виды помощи.

Температура общественного недовольства, по моим личным ощущениям, движется к критической отметке. Недовольны очень многие: дольщики, льготники, пенсионеры, бюджетники и даже предприниматели. А некоторые из нас либо делают вид, что все нормально, либо, что еще хуже, подливают масла в огонь. И в этой аудитории такие есть.Я давно вижу, как, мягко говоря, неохотно общаются чиновники с рядовыми людьми, руководители, предприниматели не считают нужным разговаривать с наемными работниками… Чтобы хоть как-то поправить ситуацию, я принял решение: по средам начинаю в приказном порядке отправлять в трудовые коллективы своих заместителей, руководителей департаментов, других структурных подразделений администрации. Пока дело идет туго. Но в целом, убежден, это правильный путь.Будет еще лучше, если к этой работе подключатся депутаты всех уровней, муниципальные и федеральные чиновники, руководители, собственники фирм и предприятий всех организационно-правовых форм. Надо выслушивать упреки, жалобы, просьбы людей и постараться решать их проблемы. Информировать и одновременно сориентировать людей, чтобы они поняли – выход есть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 5 =