Самоделки на коленке

Кто может создать систему массового научно-технического образования детей? 

Первые областные соревнования школьников по робототехнике прошли в минувший вторник на базе Мариинской гимназии. Участие в них приняли порядка 30 ребятишек – воспитанники кружков робототехники при томских вузах, Академического и Светленского лицеев, Мариинской гимназии.

– Задача ребят – с помощью алгоритмов вдохнуть в роботов мысли – организовать разумное поведение, – объясняет Анатолий Попков, доцент кафедры информатики ТГУ, начальник отдела образовательных программ компании «Элекард». – Это, по сути, то же программирование, но гораздо более живое, чем виртуальное. Занятие для тех, кому нравится не только думать головой, но и работать руками.

Роботы – те же конструкторы LEGO, только оснащенные мозгом и «нервной системой» – компьютерным блоком с двумя процессорами, экраном, динамиком, – послушно реагируют на команды юных программистов.

Сегодня легоконструированию в мире обучают 23 тыс. школ, – отмечает Попков. – В России самый продвинутый в плане образовательной робототехники регион – Челябинская область. Там школы располагают 1,5 тыс. таких наборов, для обучения подготовлено 700 педагогов. А в Томске в эту деятельность пока вовлечено менее 100 ребят. Но надеюсь, что их число будет расти, и через вовлечение в робототехнику произойдет расширение круга толковых ребят, которые смогут и захотят погрузиться в научно-техническую сферу.

С песнями и плясками

Робототехника – удовольствие не из дешевых. Стоимость набора для программирования – порядка 12 тыс. рублей. В кружках при вузах с покупкой комплектов помогало руководство университетов. Другим учебным учреждениям комплекты достались от спонсоров. Централизованную закупку оборудования школами осложняет то, что робототехника в образовательный стандарт не входит. Такие секции классифицируются как дополнительное образование.

– Мы бы рады увеличить количество кружков научно-технической направленности, – говорит Ольга Гриднева, начальник отдела по дополнительному образованию детей городского департамента образования, – но все упирается в материально-техническую базу и недостаток кадров для кружков. Выпускники инженерных вузов не согласны работать за зарплату педагога дополнительного образования.

В прошлом году, согласно данным департамента образования, в объединениях дополнительного образования числилось порядка 64 тыс. ребятишек (правда, некоторые из них посещали по несколько кружков). И только 2,8% (1 776 человек) занимались в кружках научно-технической направленности.

– Наиболее массовым уже в течение многих лет остается художественно-эстетическое направление кружковой деятельности, – отмечает Ольга Гриднева.

Так, в минувшем году пели, плясали, рисовали и занимались декоративным творчеством почти 24 тыс. томских ребятишек. Второе место по вовлечению ребят занимает туристско-краеведческая деятельность, на третьем – физкультурно-спортивные объединения.

Куда летают самолеты, туда не ходят корабли

– Раньше я бы без раздумий ответил на вопрос, как помогает инженерно-техническое творчество в жизни, – горько замечает Николай Егоров, педагог объединения авиамоделизма во Дворце творчества детей и молодежи. – Раньше – это во времена, когда работать на производстве было престижно и выгодно. А сейчас руками ничего не заработаешь…

И сегодняшнее состояние системы научно-технических кружков лишь зеркало общественных процессов:

– Разве можно жить на зарплату 4,5 тыс. рублей да еще и самостоятельно обеспечивать ребят деталями…

Николай Борисович – ветеран томского авиамоделизма, педагог с 32-летним стажем. Своим ученикам он давно потерял счет. Лишь замечает с гордостью: «Я подготовил пять чемпионов России». Егоров помнит времена, когда под крылом станции юных техников в Томске работали 23 кружка авиамоделизма. Нынче функционируют всего три. Да и то благодаря энтузиазму педагогов и оборудованию, оставшемуся с советских времен. Скудного бюджетного финансирования не то что на покупку новых станков – на обеспечение ребятишек деталями недостаточно. Но советской закваски хватит не надолго…

– Когда-то у нас во дворце был один из лучших в России судомодельный кружок, – вспоминает Егоров. – Там работал Борис Иванович Коровин. Человек имел руки, колоссальный опыт. Но из-за мизерной зарплаты ушел на производство. Преподавателя на его место найти не смогли. В результате три года кабинет пустовал. А ведь он был специально оборудован – там даже ванна была для испытаний кораблей… Теперь в помещении занимаются хореографией. Восстановить утраченное нереально. Корабли – старые, разбитые – лежат в подсобке…

Научиться думать

Супруги Дацюк задумывали студию по робототехнике как небольшой бизнес: обучать ребят основам конструирования и программирования на коммерческой основе. Рассудили так: в городе функционирует огромное количество коммерческих языковых творческих студий, так почему бы не открыть небольшой научно-технический кружок? Так появилась на свет студия «Роботех». Обучение платное – 1 тыс. рублей за восемь занятий:

– На занятиях стабильно присутствовали 8–10 человек, – вспоминает Ольга Дацюк. – Родители приводили мальчишек, чтобы привить им базовые навыки в обращении с техникой. Начав обучение, мы столкнулись с тем, что многие ребята не знали элементарных вещей, не желали думать, находить самостоятельные решения. Объясняли просто: зачем, ведь теперь все можно купить в магазине, найти в Интернете. Некоторые рассчитывали, что робототехника – это просто игры в роботов, а когда узнавали, что нужно научиться разбираться в физике, программировании, основах схемотехники, разочаровывались и уходили.

Ольга отмечает: спустя полгода занятий позитивные изменения стали заметны и педагогам, и родителям – у ребятишек появились новые знания и навыки. Но студию пришлось закрыть:

– Не был решен вопрос аренды помещения, – объясняет Ольга. – Кабинет для занятий нам предоставляли почти даром, по знакомству. Но долго это продолжаться не могло – пора было переходить к практическим занятиям, брать паяльники в руки, но в том помещении это было исключено. Найти подходящую лабораторию за ту же цену было невозможно, студия становилась нерентабельной. Учреждения дополнительного образования предлагают вариант работы в штате, но зарплата там мизерная. А ведь у ребят младшего школьного возраста большой интерес к технике. Им еще интересно разобрать, узнать, как она работает, что у нее внутри. Но дома ведь за это наказывают, мало разобрать – нужно еще разобраться. А реализовать этот интерес негде. Так и пропадает желание заниматься инженерным делом…

 

СЛОВО АВТОРА

Слова и дела

Ксения САЛЮКОВА, корреспондент «ТН»:

– Очевидно одно: советская система научно-технических кружков восстановлению не подлежит – момент упущен. Нужна новая. Иначе все разговоры о поднятии престижа инженерного образования и развитии инновационного изобретательства так и останутся разговорами.

– Сегодня мы работаем со школьниками, потому что нам это интересно, – говорит заведующий лабораторией робототехники и искусственного интеллекта института инноватики ТУСУРа Евгений Шандаров. – Однако о существовании системы вовлечения ребят в робототехнику в Томске говорить нельзя. Вузы могут помочь в подготовке педагогических кадров, принять к себе небольшие группы ребят, но не смогут заменить систему массового научно-технического образования.

Вопрос о том, кто сможет, остается открытым.

 

КСТАТИ

На заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики (прошла 30 марта в Магнитогорске) Дмитрий Медведев объявил комплекс мер, необходимых для популяризации и улучшения качества инженерного образования в России. Обнародовав целый ряд поручений, пообещал именные стипендии самым талантливым студентам, а заодно предложил вернуть слово «инженер» в дипломы о высшем образовании.

Подчеркнув необходимость оснащения вузовских лабораторий, строительства общежитий, а также интеграции российских вузов в международную систему подготовки инженеров, президент поручил создать в каждом государственном вузе наблюдательные советы. В их состав должны войти не только представители университета, но и работодатели и исполнительные власти. «Только так руководители предприятий смогут повлиять на образовательную политику, а государство – сократить разрыв между образованием и производством», – пояснил он.

2 мысли о “Самоделки на коленке”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *