Промысел с характерОМ

Как маленькое месторождение делает большую газовую программу  

На Западно-Полуденном месторождении ОАО «Томск­нефть» ВНК умные часы мобильных телефонов сами «отскакивают» на час назад. В географическом плане это уже Тюменская область и новый часовой пояс. Но производственная жизнь здесь организована по томскому времени.

Западно-Полуденное – одно из старейших в структуре ОАО «Томск­нефть» ВНК. Но хотя его золотые годы уже позади (месторождение находится на третьей стадии разработки), оно играет не последнюю роль в жизни компании. В первую очередь – за счет активного участия в программе по утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). Как говорят в «Томскнефти», «это элемент невидимой цепочки, из которой складывается каркас энергетической целостности компании».

Промыслы с характером

Включенное в состав цеха добычи нефти и газа № 4, куда также входят Чкаловское и Малореченское месторождения, Западно-Полуденное остается мозговым центром промысла. Здесь несет вахту инженерно-технический состав ЦДНГ-4. Здесь же расположились четыре общежития вахтовиков по 40 мест каждое.

По объемам добычи цех не самый передовой в структуре компании: в сутки здесь добывают 1,6 тыс. тонн нефти. Но и фонд невелик – всего 138 скважин, производительность которых колеблется от 2 до 70–80 тонн нефти в сутки. К тому же каждое месторождение имеет свою специфику работы.

– На Чкаловском месторождении мы эксплуатируем преимущественно палеозой, – рассказывает начальник ЦДНГ-4 Дмитрий Чувакин. – Нефть, добытая с этого пласта, содержит много парафинов – она ярко-желтого цвета, а по консистенции похожа на домашнее сливочное масло. Еще одна особенность месторождения – на нем мы работаем фонтанным методом добычи – не используем насосов.

Малореченское месторождение – одно из самых старых в структуре «Томскнефти» – было введено в строй сразу после Советского и Вахского. Чуть позже запустили Западно-Полуденное.

– Нефть там залегает на небольшой глубине – есть скважины глубиной всего 1,6 тыс. м. Для сравнения: на Чкаловском приходилось бурить до 3,5 тыс. м…

Чтобы поддержать добычу на должном уровне, в ЦДНГ-4 используются системы заводнения для поддержания пластового давления.

– Проводится комплекс мероприятий по очистке призабойной зоны пластов, – объясняет Дмитрий Чувакин, – внедряется новое оборудование, на проблемных скважинах устанавливаются коррозионно-стойкие насосы и НКТ.

Перспективное бурение

Дмитрий – один из самых молодых начальников цеха в управленческом коллективе ОАО «Томск­нефть» ВНК. На производство пришел сразу после окончания университета – в 2003 году устроился мастером в ЦДНГ-7, что на Васюгане. Повышение получил в 2009-м – в его подчинении оказался коллектив цеха добычи № 4, такой же молодой, как и сам управленец, – до 90% сотрудников составляет молодежь.

– Конечно, не очень приятно, что по показателям добычи наш цех находится на последнем месте, – честно признается Дмитрий Чувакин. – Но увеличить добычу, выйти с последних мест – это в наших руках. Если руководство примет решение продолжить разбуривать наши месторождения, будем добывать больше нефти. И, надеюсь, больше всех.

Буровые работы на Чкаловском месторождении закончились в этом году.

– Пробурили 10 скважин. Пока эффективность 50%, но работы по освоению еще ведутся. И сегодня главная задача, которую ставит перед нами руководство – аккуратно подойти к процессу и наращивать темпы добычи. На Чкаловском запасов хватит лет на 100–200!

Есть перспективы и у Западно-Полуденного месторождения – в планы по бурению включена находящаяся рядом с ним Былинская площадь.

– Проекты по развитию нашей территории подготовил институт ТомскНИПИнефть, и это хорошие проекты, – замечает Дмитрий Чувакин. – Сейчас необходима лишь воля высшего руководства, чтобы начать претворять их в жизнь. А вообще, в перспективности цеха нет сомнений.

Непрерывный процесс

Нефть, добытая в ЦДНГ-4, после доведения ее до товарной кондиции отправляется на нефтеперекачивающую станцию «Медведево». Здесь с черным золотом обходятся весьма галантно. В 2004 году старую порезервуарную систему сдачи углеводородов в магистраль заменили новой – поточной. Если раньше нефть накапливалась в резервуарах и только потом направлялась в нефтепровод, то сегодня процесс перекачки непрерывен.

– В сутки через нас проходит порядка 1,5 тыс. тонн нефти, – говорит начальник центра подготовки и перекачки нефти № 7 Евгений Дериглазов. – В месяц – порядка 40 тыс. тонн.

В состав коммерческого узла учета нефти входит блок контроля качества. Здесь определяют плотность, вязкость нефти, ее обводненность. Если сырье не соответствует параметрам, то откачка останавливается – до выяснения причин поступления некондиции. Только в случае если все показатели в норме, нефть устремляется в систему магистральных нефтепроводов, которая принадлежит «Транснефти».

Энергия экологии

Еще одна особенность Западно-Полуденного месторождения – газотурбинная электростанция, запущенная в 2007-м. Она обеспечивает бесперебойную подачу энергии для промысловых нужд. Но это далеко не основная ее задача. ГТЭС – объект экологического значения, созданный прежде всего для переработки попутного нефтяного газа. Ее эксплуатацию осуществляет специально созданная компания «Энергосервис».

– Несмотря на довольно высокую стоимость строительства подобных объектов, экономическая эффективность работы ГТЭС неоспорима, ведь подготовка ПНГ до параметров природного газа обойдется гораздо дороже, – рассказывает главный инженер ЗАО «Энергосервис» Олег Михайлов. – Сегодня электростанция утилизирует порядка 7 млн куб. м попутного газа, вырабатывает около 17 млн кВт/ч электроэнергии, но загружена лишь на 50 % мощностей. Этого вполне достаточно, чтобы утилизировать объем ПНГ по цеху.

Работать в половину сил ГТЭС на Западно-Полуденном осталось недолго. Объектом уже заинтересовались нефтедобывающие компании, например ТНК-BP, которые ведут разработку поблизости от месторождения.

– Согласно приказу правительства все недропользователи должны довести утилизацию ПНГ до 95% к 2012 году, – поясняет Михайлов. – Сегодня соседи прокладывают в нашу сторону газопровод. Летом, когда к нам начнет поступать попутный газ от них, ГТЭС будет работать в полную силу.

 

С небес на землю

Начинка электростанции – конверсионные авиационные двигатели. Турбины ГТЭС раньше поднимали в воздух самолеты Ан-12 и Ан-32. Среди работников ГТЭС также немало ветеранов авиации. За процессом получения электроэнергии следят люди с авиационно-техническим образованием: бывшие пилоты и бортмеханики. Весь коллектив – 23 человека. Объект высокоавтоматизированный и большого обслуживающего персонала не требует.

– На электростанцию я пришел в 2003 году, когда она только начала строиться, – вспоминает машинист газотурбинной установки Александр Гудко. – До этого 30 лет проработал пилотом вертолета Ми-8. А когда ушел на пенсию, мои знания пригодились здесь, на земле. В небе, конечно, было сложнее: решения приходилось принимать мгновенно, я, как пилот, отвечал не только за свою жизнь, но и за жизни пассажиров. Здесь тоже на мне лежит высокая ответственность. Но все процессы автоматизированы – управлять ими проще, чем бортом вертолета.

 

Оценка давления на трубопроводе на нефтеперекачивающей станции «Медведево» – отсюда нефть поступает в магистраль

 

Газотурбинная электростанция на Западно-Полуденном месторождении обеспечивает бесперебойную подачу энергии для промысловых нужд

 

В прошлом Александр Гудко работал бортмехаником вертолета Ми-8 в стрежевском аэропорту. Теперь он машинист газотурбинной установки ГТЭС на Западно-Полуденном месторождении

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + 12 =