Кто поможет живым исполнить свой долг перед усопшими?
3 мая православные христиане отмечают Радоницу – день особого поминовения усопших, который совершается на девятый день после Пасхи. Радоница напоминает верующим, что за смертью следует воскресение, и нужно не углубляться в скорбь об ушедших, а радоваться их рождению в жизнь вечную и уповать на встречу в Царствии небесном.
– Некоторые люди приходят на кладбище в Пасху. Но служители церкви скажут вам, что это ошибка. Пасха – праздник живых, а ушедших мы поминаем в Радоницу, – объясняет Елена Черинко, директор «Салона обрядовых услуг» и глубоко верующий человек. – Могила близкого человека должна быть убрана загодя, при необходимости подновлен памятник, заменена фотография, подкрашена оградка. А в сам день поминовения мы просто приходим на кладбище помолиться и пообщаться с родными. Ведь говорят, что в этот день усопшие слышат живых…
Каждое горе – как свое
– Все мы пришли на эту землю смертными. Мы можем не жениться, не родить детей, но мимо смерти не пройдет никто, – говорит Елена Дмитриевна. – Однако большинство россиян – такова уж наша культура – предпочитает обходить тему смерти стороной. И если с их близкими случается несчастье, люди оказываются просто не готовыми к этому, не знают, что делать дальше. Поэтому мы готовы взять печальные обязанности по организации похорон на себя. Потеряв дорогого человека, люди должны скорбить, молиться, думать о покойном, а не бегать по инстанциям.
Сотрудники похоронного дома готовы свести участие клиента в бюрократических процедурах к минимуму, насколько это возможно по российскому законодательству. Они сами отвезут документы в регистрационный орган, на кладбище и даже помогут оформить пособие на погребение в собесе, лишь бы облегчить человеку хлопоты, а иногда и финансовое бремя.
Немаловажно, что в похоронном бюро никогда не станут навязывать лишнего товара, пользуясь смятением клиента и тем, что в таких случаях не принято торговаться. Напротив, здесь предоставляют людям право выбора, спрашивая их согласие на включение в счет каждого ритуального атрибута и объясняя его значение.
Любое горе здесь воспринимают как свое собственное. Поэтому и нередки в этой коммерческой фирме случаи настоящей благотворительности. Подарить тюлевое покрывало бабуле, собирающей себе последнее приданое, сделать скидку детям, потерявшим еще молодую мать, помочь осиротевшему старичку в уходе за могилой жены…
– Будучи в Сергиевом Посаде, я услышала от одного из священников, что человеку, работающему в нашей отрасли, списывается 40 грехов, – рассказывает Елена Черинко. – Но, если относиться к своему делу только как к способу заработать, не вкладывая ни частички души, Бог накажет и самого коммерсанта, и его близких в 40 раз больше. Я не хочу зла своим близким, я стараюсь работать по совести.
Без страха смерти
За рубежом (а Елена Черинко бывала там, чтобы познакомиться с опытом коллег) отношение к смерти и похоронам иное. Там люди не боятся заключать договор на похороны еще при жизни, чтобы проводы в последний путь состоялись так, как бы им хотелось. (Такой договор теперь можно заключить и в Томске, в «Салоне обрядовых услуг».) Иначе происходит и само погребение. Родственники усопшего в день похорон приезжают к аккуратной могиле, выстеленной вокруг специальной сеткой. Вместо горы земли – две урны: с землей и лепестками роз. Проводив усопшего, все уходят на поминальную трапезу. Остальную работу делают сотрудники кладбища. А что у нас? Вязкая грязь, гора развороченной глины, комья земли, падающие на крышку гроба… Вся эта неустроенность лишь бередит раны людей, только что понесших тяжелую утрату.
– Многое, многое хотелось бы сделать иначе, по западному образцу, – вздыхает Елена Дмитриевна. – К сожалению, не все возможно сделать из-за нашей российской бюрократии. Но стремиться к тому, чтобы сделать ритуальную сферу более цивилизованной, просто необходимо.
Передавая опыт
Свой опыт Елена Черинко изложила в работе «Настольная книга «похоронного директора». В ней все: от сценариев погребальной церемонии до образцов договоров и бланков, от тонкостей общения с родственниками умершего до должностных инструкций для персонала, от правил похоронного этикета до законодательных актов. Книга вышла из печати лишь несколько месяцев назад, но уже очень востребована у работников ритуальной сферы и студентов профильных специальностей.
– Если бы такая книга попалась мне в начале карьеры, работать было бы гораздо проще, – говорит Елена Дмитриевна. – Ведь большинство рекомендаций, изложенных в книге, разработаны и проверены лично мной, методом проб и ошибок.
На вопрос, не боится ли она взрастить конкурентов, директор похоронного дома отрицательно качает головой:
– Если человек имеет знание, он обязан нести его другим. Я буду рада, если моя книга окажется полезной людям в таком сложном и таком нужном деле – организации прощания с усопшими.
Екатерина ЛИННИК