Северск: перезагрузка

Атомному соседу Томска прочат главную роль на российском и выход на глобальные ядерные рынки

 Круглый стол «Запуск инновационной экономики в атомной отрасли: курс на создание кластера» по своему духу и содержанию сильно выбивался из общего фона нынешнего Innovus.

Во-первых, разговор получился предельно конкретный, без теоретизирования, и очень профессиональный, что объяснимо спецификой темы. Во-вторых, речь шла не об инновациях, атомных городах и кластерах «вообще», а о судьбе Северска, его ближайшем будущем. Третье и главное: здесь была озвучена новость, важная для всего региона – конверсия СХК по плану Росатома предполагает не «переход на сковородки» и не дробление существующего производства на букет мелких «попутных» предприятий. Одно из направлений конверсии – создание центра национального масштаба по выводу из эксплуатации (ВЭ) атомных объектов. Росток будущего национального гиганта уже высажен в северскую «грядку»: на СХК создан Отраслевой опытно-демонстрационный центр (ОДЦ) по выводу из эксплуатации уран-графитовых реакторов, хранилищ РАО и реабилитации загрязненных в процессе их эксплуатации территорий.

– Здесь создан ОДЦ, который вырастет до глобального оператора, – уверен участник международной сети специалистов по выводу из эксплуатации (МАГАТЭ) Дмитрий Бахтурин.

– А успех предприятия будет напрямую зависеть от степени активности руководства СХК, – считает замгубернатора Томской области по особо важным проектам Сергей Точилин.

Штаб-квартира в Томске

– Сейчас в стране реализуется масштабная программа по выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Технологическая платформа, которая может быть развернута на Томской земле, – одно из значимых направлений деятельности Росатома. Это обеспечит весь комплекс работ по выводу из эксплуатации таких объектов в национальном масштабе, – пояснил суть проекта Дмитрий Бахтурин. – Росатом решил разместить на базе СХК национального оператора в этой сфере. Здесь будет, грубо говоря, штаб-квартира одной из крупнейших компаний Росатома, которая будет заниматься выводом из эксплуатации уран-графитовых реакторов и целого ряда таких объектов.

Мировая технологическая платформа

Вывод из эксплуатации – это глобальная мировая технологическая платформа, причем стоимость этого процесса сопоставима с ценой строительства нового предприятия…

– В отличие от России и других развивающихся стран, которые только выходят на эту дорогу, мировой рынок работ по ВЭ – созревшая отрасль с миллиардными оборотами, во многом определяющая сегодня мировой климат, формирующая отношение к атомной энергетике, – пояснил «ТН» Дмитрий Бахтурин.

Впрочем, и в России темпы роста этого рынка будут немаленькие: по информации Росатома, в 2010 году было выведено из эксплуатации 10 объектов, в 2015-м планируется уже 42, а к 2020-му – 118 объектов. Уже к 2015 году должна быть построена система управления системой ВЭ, произведена полная инвентаризация объектов, разработаны все методические рекомендации, создана нормативная база, организованы 4 ОДЦ, подобных северскому, сформированы программы работ по выводу из эксплуатации и реализованы два пилотных проекта по ВЭ (один из которых в настоящее время реализуется на СХК – вывод из эксплуатации всех промышленных реакторов).

Технологии будущего

– Вывод из эксплуатации – это и есть ядерные технологии будущего. Если мы даже остановим все наши объекты завтра, заниматься этими вопросами нам придется еще десятки лет, – говорит Дмитрий Бахтурин.

С экспертом МАГАТЭ созвучен и замгубернатора Сергей Точилин:

– Сегодня приходит понимание, что специалисты, которые занимаются выводом из эксплуатации, такого же высокого класса, как и те, кто занимался созданием этих объектов и их эксплуатацией. У нас такие специалисты есть.

Кластер будет

Конверсия конверсии рознь – это может быть обложенный разнообразными «социальными подушками» переход к мелким и технологически более простым производствам – путь, ведущий к социально-экономическому угасанию атомного моногорода. А может быть и шагом к бурному и умному развитию, обещающему рывок вперед не только Северску, но и региону в целом. Именно второй путь имели в виду участники круглого стола, говоря об атомном кластере.

– Томский атомный кластер может быть создан не только для укрепления существующих связей между наукой, образованием и производством, но и в качестве площадки для реализации программы инновационного развития ГК «Росатом» в Сибири, – полагает профессор Физико-технического института НИ ТПУ Игорь Шаманин.

Условий для формирования такого кластера именно в Томской области достаточно: кроме СХК здесь действует исследовательский ядерный реактор, создана система подготовки кадров для атомной отрасли на базе ТПУ и филиала НИЯУ МИФИ, в ближайшие годы планируется построить двухблочную Северскую АЭС и федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии.

– Размещение в Томской области ядерного кластера позволит проводить органичный трансфер ядерных технологий в энергетику (через АЭС), ядерную медицину и промышленность, представленную в Сибири, – обрисовывает перспективы профессор Шаманин. – Здесь можно разместить и машиностроительное, и приборостроительное производство для Росатома. Это особенно актуально, учитывая, что Сибирь близка к потенциальным рынкам – Китай, Индия и Юго-Восточная Азия.

Создадим замкнутый цикл

– Планы по строительству Северской АЭС позволяют рассматривать томскую площадку как перспективную для сооружения опытной реакторной установки на быстрых нейтронах «БРЕСТ-300», – сообщил Игорь Шаманин. – А в составе СХК и Горно-химического комбината действует мощное производство по обогащению, хранению и переработке обработанного ядерного топлива, имеется вся инфраструктура, необходимая для работы с радиоактивными отходами. Есть смысл говорить о том, что возможна реализация полной схемы замкнутого ядерного топливного цикла в Сибирском регионе.

– У вас не будет замыкания ядерного топливного цикла, если вы не рассмотрите вопросы последующего вывода из эксплуатации как хранилищ РАО, которые образуются после переработки топлива, так и собственно объектов переработки – заводов по репроцессингу ядерного топлива, – спорит с сибиряками Дмитрий Бахтурин. – БРЕСТ не замкнет цикл. Настоящее завершение жизненного цикла объекта атомной энергетики – это ситуация, когда объект перестает быть радиационно опасным, выходит из сферы атомного регулирования. Настоящая инновационность – там.

 

КСТАТИ

Парк для инноваций

В планах ЗАТО Северск – создать специальную промышленную площадку для инновационных производств, озвучил на круглом столе вторую немаловажную новость мэр Северска Григорий Шамин:

– В середине 2012 года мы должны приступить к формированию инфраструктуры промышленного парка и предоставлению документации федеральным органам власти, чтобы в конце 2012 – начале 2013-го приступить к подготовке строительства этой инфраструктуры. Разработка генплана стратегии развития территории должна быть завершена в этом году.

По словам северского мэра, идет активный поиск инвесторов для размещения на этой площадке производств, заключаются договоры о намерениях. Только при наличии этих условий можно будет привлечь федеральные средства.

Закрытость развитию бизнеса не помеха, полагает северский мэр:

– Мы понимаем, что один инвестор может быть удовлетворен производственной площадкой, но не захочет работать в условиях пропускного режима. Другие (например, Росатом или ТВЭЛ) предъявят требования к тому, чтобы их производство тщательно охранялось. Для достижения инвестиционной привлекательности будущая площадка захватит часть открытой и часть закрытой территории города.

 

СКАЗАНО

Договорились о многом

Заместитель губернатора Томской области Сергей Точилин:

– По итогам встречи с заместителем генерального директора Росатома Вячеславом Першуковым (в рамках Innovus) не исключаю, что на томской земле появятся новые направления. Энергетики настаивают на том, чтобы 1-й блок Северской АЭС заработал уже в 2018 году. Президент РФ Дмитрий Медведев 24 мая заявил о необходимости создания медицинских радиологических центров, в том числе и в нашем городе. Мы поговорили с Першуковым о новых направлениях по реакторам, по выводу их из эксплуатации, по созданию новых производств, по подготовке кадров для атомной отрасли… Условились, что через две недели обсудим все эти темы детальнее уже в Москве.

Томску нужно претендовать на многое

Дмитрий Бахтурин, начальник отдела Федерального центра ядер-но-радиаци-онной безопасности, участник международной сети специалистов по выводу из эксплуатации (МАГАТЭ:

– Много сегодня говорилось, что томский кластер должен быть инновационным, с использованием существующего потенциала, для дальнейшего развития отрасли, региона, страны. Да, здесь много конкурентоспособных вещей и в мировом масштабе… Но, выбирая тип конверсионной деятельности, важно не пойти по пути местечкового решения вопросов: начать сооружать маленький «свечной заводик», механически налаживая поставку материалов туда и сюда… В этом случае большой риск превратиться в десятого субподрядчика крупной технологической платформы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + семнадцать =