Шашечки ставят на черное

Российские таксисты надеются убедить федеральные власти

Первый съезд таксистов России состоится в Москве 3 августа. Томск на нем представят глава некоммерческого партнерства «Ассоциация томских такси» Владимир Романов и владелец «Сибирского» такси Ростислав Пыльцов. Съезд станет кульминацией всероссийской акции протеста «Похороны легального такси», которая с 25 июля по 3 августа проходит в трехстах городах страны.

Перевозчики ставят «на черное» в связи с вступлением в силу нового федерального закона, который, по их убеждению, парализует легальные перевозки. Среди угрожающих нововведений бизнес называет следующие пункты.

Таксисты обязаны иметь специальное разрешение на перевозку пассажиров и багажа. Получить таковое будет возможно при ряде условий: наличие автомобиля, являющегося собственностью водителя-таксиста (обязательно ИП) либо таксофирмы. То есть использовать привлеченный (арендованный) транспорт компаниям запрещено, что обернется потерями от 70 до 100% автопарка.

Из других требований. Перевозки такси могут осуществлять лишь в том регионе, где выдано разрешение. То есть уехать на такси из Томска в новосибирский аэропорт, к примеру, или в Кемерово невозможно. В каждой машине должен быть таксометр, еще придется потратиться на перекрашивание автомобилей в единый цвет (колор определяют власти региона).

Закон вступает в силу уже 1 сентября. Переходный период – 4 месяца. А с 1 января 2012 года за невыполнение требований – штрафные санкции.

В Томске 67 таксофирм, представляющих почти 100 брендов. Их парк, как и в целом по России, от 70 до 100% состоит из арендованных машин. Поэтому основное требование перевозчиков страны – вернуть привычную аренду.

Опять новые правила

За последние два года на рынке таксоперевозок Томска многое изменилось: областной Закон «О такси», изначально вызвавший массу нареканий со стороны предпринимателей и ряда контролирующих служб, все же сообща отшлифовали. В итоге многие компании, кому дороги репутация и свое дело, стали ответственнее.

Для контроля за техническим состоянием машин обзавелись своими ремонтными боксами или заключили договоры на обслуживание для контрольного ТО перед выездом. Водители проходят мед­осмотр в лицензированном медкабинете. Подтягивают и культуру обслуживания. На такси – шашечки, в машине – прайс, у водителя – бейдж. Также перевозчики завели черные списки водителей и диспетчеров. Словом, рынок такси стал потихоньку складываться.

И тут был принят ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 69-ФЗ от 21.04.2011 г. – начиная с 1 сентября в течение четырех месяцев организаторы перевозок опять должны кардинально изменить систему работы. Как сохранить свое присутствие на рынке и не разориться, владельцы таксофирм не знают. На принятие экстренных мер – месяц.

Без ног, без рук

– Исполнение закона в таком виде – крах для перевозчиков, – обозначает круг проблем руководитель некоммерческого парт­нерства «Ассоциация томских такси» Владимир Романов. – На рынке закон оставляет только машины, которые являются собственностью таксофирм или находятся в лизинге, то есть тоже куплены. Арендованные автомобили использовать запрещается, а это от 70 до 100% парка многих таксофирм Томска. Еще запрещается сотрудничать с водителями, которые не являются индивидуальными предпринимателями (ИП) и не имеют своего транспорта, – без этого они не получат разрешения на перевозку (предполагается, что выдавать их будет областной департамент архитектуры и градостроительства). Выходит, в одночасье отрезав арендованный парк, компания лишается ног. А запрет на сотрудничество с водителями-совместителями, у которых есть основное место работы, а у нас они подрабатывают, лишает перевозчиков и рук.

Откуда ветер дует

Среди других нововведений – наличие таксометров.

– Мы первыми, желая выделиться на рынке, в свое время купили таксометры, – вспоминает владелец «Нового такси» и такси «Мустанг» Роман Шульгин. – Два месяца поработали и отказались: если на машинах с фиксированной стоимостью проезда из центра города до Иркутского тракта можно было доехать за 100 рублей, то таксометр насчитывал 240. Пассажиры, естественно, перестали пользоваться нашими услугами…

– По новому ФЗ таксометры нужны «для безопасности пассажирских перевозок». Полностью согласен с перевозчиками, что здесь нет причинно-следственной связи, – поддерживает таксофмирмы замруководителя управления автодорожного надзора Иван Бубеннов. – Как таксометр влияет на безопасность пассажирских перевозок?

– Понятно, откуда весь этот «винегрет» закона, – считает директор «Русского такси» Евгений Иванов. – Власть пытается упорядочить пассажироперевозки и сделать так, чтобы рынок проще было контролировать. Когда парк машин будет в руках наименьшего количества собственников, проверять и наказывать перевозчика контролирующим службам станет проще. Если машины будут собственностью таксофирмы, то и бюджет выиграет: штрафные санкции за нарушения для юрлица – до 500 тыс. рублей. А таксометры – это решение проблемы жителей Москвы и Санкт-Петербурга, власти которых и пролоббировали закон. В столицах образуются многочасовые пробки, и если простой будет зафиксирован, клиенту не придется за него платить. Для Томска это не только не актуально, но все с точностью до наоборот.

Местными силами

Ряд нововведений перевозчики считают управляемыми проблемами. К примеру, по таксометрам при возникновении проблем пойдут по проверенному пути – прокуратура, суд.

– В свое время Минтранс РФ и налоговые органы пытались внедрить в пассажирские перевозки таксометры. Суды, прокуратура отменили эти требования, – поясняет Иван Бубеннов. – Отсутствие таксометра не противоречит другому федеральному нормативному акту, по которому оплата за проезд может производиться как по таксометру, так и по фиксированным расценкам. Согласно налоговому законодательству использование бланков строгой отчетности заменяет собой использование контрольно-кассовой техники.

К тому же с 1 января 2012 года планируется, что все таксомоторы должны быть оснащены навигационными системами, в которых заложен программный продукт по подсчету километража.

Есть выход и с проблемой запрета на межрегиональные таксоперевозки, заверили областные власти представителей Ассоциации томских такси. Ожидается, что губернатор Виктор Кресс подпишет соглашение с главами соседних регионов, и такси беспрепятственно будут пропускать на границах областей. Документ находится в стадии разработки.

Также томские власти не будут обязывать перевозчиков перекрашивать такси – незачем за каждую машину выкидывать по 15–30 тыс. рублей.

Верните аренду!

В том, что не в силах областной власти, перевозчики уповают на федеральную. Представители Ассоциации томских такси передали губернатору и в областную Думу обращения с аргументацией необходимых корректировок федерального закона.

– Основная задача – оставить возможность использовать арендованный транспорт. Ведь запрет равносилен тому, чтобы обязать представителей других видов бизнеса стать собственниками магазинов и офисов, которые они арендуют, – поясняет Евгений Иванов. – А юрлица не обзаведутся собственным парком. Во-первых, это дорого – у нас нет таких денег (сегодня парк «Русского такси» порядка 200 машин. – Прим. авт.). Кредиты брать нецелесообразно – не те обороты и рынок нестабилен. Во-вторых, обзаводиться парком нерентабельно – штраф на юрлицо такой, что, попадись разок (придраться всегда можно) – на бизнесе крест, а кредиты останутся… А вот по тому, что водители должны быть индивидуальными предпринимателями, не возражаем. Мы их и сегодня всячески стимулируем, чтобы оформлялись: у нас в компании есть человек, который бесплатно для ипэшников ведет их документооборот.

Еще одна корректировка закона, на которую надеются томские таксисты, – передача полномочий по выдаче разрешений не чиновникам, а саморегулирующей организации, созданной таксистами региона. В противном случае четыре специалиста комитета областного департамента архитектуры и градостроительства будут буксовать на выдаче допусков.

Областная Дума уже поддержала перевозчиков и направила законодательную инициативу в Госдуму РФ. Аналогичным образом поддержали своих таксистов власти других регионов.

А пока убедить власть в необходимости исправления ошибочного решения представители рынка таксоперевозок попытаются самостоятельно – на первом съезде таксистов России ожидается присутствие главы Минтранса Игоря Левитина.

 

Новый ФЗ предписывает выдавать разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси только в том случае, если юрлицо (таксофирма) или индивидуальный предприниматель являются собственниками транспорта или приобрели его в лизинг. Арендованный транспорт использовать запрещено

 

Алексей Чунарев, водитель «Русского такси»:

– Выходит, я не смогу работать – мне не выдадут разрешение, потому что не являюсь собственником машины. И таких водителей в нашем парке большинство. Не знаю, как поступить: покупать машину, оформлять ИП и становиться объектом постоянных проверок или просто найти другую работу. Я, как и большинство коллег, склоняюсь ко второму варианту

 

Свой парк в Томске есть только у Vip-такси. Которое, кстати, через год-другой эксплуатации продает «конторские» «Тойоты» физлицам, зачастую своим же водителям.

В легальном бизнесе задействовано более 3,5 тыс. водителей. По оценке участников рынка, примерно столько же в теневом секторе.

 

Таксисты-ИП ежемесячно платят ЕНВД в размере 533 рублей. Отчисления в Пенсионный фонд – 1 347 рублей. Представители этого бизнеса говорят: сейчас лишь 10% участников рынка являются законопослушными плательщиками.

 

сказано

Роман Шульгин, владелец такси «Мустанг» и «Новое»:

– Срок окупаемости машин на томском рынке такси слишком велик. К примеру, «Жигули» за 180 тыс. рублей в лучшем случае можно окупить за год, Renault Logan – года за три. Но парк – это не одна машина, а минимум сотня. При этом неизбежны и другие затраты. Так что о покупке своего подвижного состава и речи быть не может. Только аренда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *