Исчезнувший «Континент»

Несколько сотен томичей пострадали в результате банкротства авиакомпании

 Томичи, как и другие россияне, пострадали в результате банкротства авиакомпании «Континент». Новый для Томска перевозчик, начавший работать с мая этого года, обещал обслуживать летнее направление по маршрутам Сочи – Анапа – Томск и Томск – Сочи – Анапа до конца октября, но неожиданно в конце июля объявил себя неплатежеспособным.

Ближайший рейс «Континента» из Томска должен был состояться сегодня, 3 августа. И на вчерашний день в томском аэропорту не было никакой информации о том, как смогут прилететь в Томск пассажиры рейса Сочи – Анапа – Томск и как отправятся на юг 124 томича. Скорее всего, рейс будет отменен. (По имеющейся информации, экстренной логистикой в масштабах страны занимаются представители «Росавиации».)

Известно, что на период с 3 августа по 7 сентября томичи приобрели 669 билетов на рейсы «Континента». Есть и такие, кто заблаговременно купил билеты с вылетом из Москвы. Сводной информации о том, сколько в целом пострадало томичей, пока нет ни у кого. Равным образом пока неизвестно и то, когда и как именно пострадавшие пассажиры смогут вернуть деньги за билеты.

 

Семья Шух приобрела билеты «Континента» для своих родителей – в качестве подарка на серебряную свадьбу. 1 августа пришли в кассы Агентства воздушных сообщений в надежде вернуть билеты, но получили отказ

 

Вопросы без ответа

Первыми о том, что авиакомпания заявила о банкротстве, узнали агентства по продаже авиабилетов – торговая клиринговая компания (ТКП), аккумулирующая информацию по авиаперевозчикам, предупредила, что с 29 июля продажи на рейсы «Континента» закрыты. И пока томские агентства читали электронные письма, у «Континента» уже аннулировали сертификат эксплуатанта воздушных судов. 30 июля «Континент» признали банкротом, и с 1 августа томичи, как и другие россияне, стараются понять, что им делать: покупать новый билет или ждать, когда на федеральном уровне найдут перевозчика, который сможет взять на себя нагрузку «Континента». Но вопросы пока остаются без ответа.

– Девушка, что нам делать? Ждать, не зная чего? Куда-то звонить, писать? Покупать новый билет? Вернуть билет я могу? – Татьяна Шух пытается получить хоть какую-то информацию у представителя Агентства воздушных сообщений.

– У нас нет денег для возврата – все суммы за продажу билетов перечислены на расчетный счет «Континента». Письма-претензии мы тоже не принимаем, обращаться нужно к перевозчику.

– Он же банкрот… – недоумевает Шух.

Кассир агентства протягивает Татьяне лист бумаги с адресами, телефонами и электронными координатами «Континента».

– Мама весь день звонит по этим телефонам, и хоть бы кто-нибудь ответил, – резюмирует Татьяна, пробежав глазами информацию. – Может, нам в Красноярск поехать? (Там находится пункт генерального агента авиакомпании. – Ред.).

Кассир пожимает плечами и, пытаясь удержать от поспешных шагов, тихонько замечает:

– Говорят, там офис «Континента» опечатан…

Расстроенные, семья Шух уходит ни с чем:

– Обидно! Билеты в Сочи купили родителям – у них серебряная свадьба, приобретена путевка. Билеты на обратный путь есть – хорошо, что только в один конец покупали у «Континента», а вот как в Сочи улететь 24 августа? По федеральным каналам говорят, что возбуждено уголовное дело – пострадавших призывают обращаться. Но куда?! Также по телевизору слышала, что руководство «Росавиации» советует пассажирам вернуть билеты в кассу и выбрать другого перевозчика. Но как это сделать?! Почему в Томске это невозможно?

 

Возврат не для всех

1 августа Следственный комитет России (СКР) действительно возбудил уголовное дело по факту мошеннических действий организованной группы лиц из числа руководства авиакомпании «Континент» и должностных лиц «Росавиации». И в Интернете, и на центральных ТВ-каналах следователи действительно призывают пострадавших граждан подавать заявления. Но разъяснений, как это можно сделать, не прозвучало. Представители СУ СКР по Томской области пояснили «ТВ»: пока пострадавшим нужно обращаться по московскому телефону. Позже, если в СКР будет принято решение, что нужно организовать работу в регионах, она будет организована…

Нет пока ответа и о том, как именно можно вернуть деньги за билеты.

– Я тоже слышал заявления представителей власти федерального уровня. Но сказать – не сделать. На каком основании мы будем осуществлять возврат? – говорит директор компании «Инна-тур» Олег Барабаш. – В каких-то сообщениях мелькало, что ТКП направила в агентства по продаже билетов требование возвращать деньги. Но мы не получали телеграмму от ТКП, а согласно Воздушному кодексу только после этого можем заниматься возвратом. Единственное, что в наших силах – гарантируем возврат пассажирам, которые приобрели у нас билеты на рейсы «Континента» с 21 по 28 июля: эти деньги, согласно условиям договора, мы не успели перечислить авиакомпании и в сложившейся ситуации имеем право ими распорядиться. Но таких счастливчиков у нас всего четыре человека. (На другие даты – около ста. – Ред.).

Рекомендации представителей агентств, продающих авиабилеты, неутешительны. Тем, кому надо лететь в ближайшие дни, скорее всего, придется покупать билеты на рейсы других авиакомпаний, а затем писать претензию на один из адресов «Континента» (данные есть на сайте аэропорта, в авиакассах). У пассажиров с датой вылета через неделю и позже еще есть надежда – либо агентства приступят к возврату билетов, либо их отвезет на юг другая компания. Хотя пока не известно, кто именно и с какими перевозчиками ведет переговоры на этот счет.

 

Получив отрицательный ответ от представителя агентства воздушных сообщений, Татьяна Шух звонит родителям: «Берем другие билеты?» Семейным советом решают подождать еще

 

Когда верстался номер

Константин Шишкин, заместитель начальника департамента развития предпринимательства, представитель оперативного штаба, который создан в областной администрации:

– «Росавиация» разослала по авиакомпаниям письма, в которых просит брать пассажиров «Континента» на свободные места. Из Томска рейсом «Сибири» 2 августа вылетело 12 пассажиров – это те, кто собирался в дорогу 3 августа. Списки пассажиров у перевозчиков есть, обладателей билетов будут обзванивать. Билеты «Континента» на руках почти у 1 500 жителей области.

 

Обратите внимание!

Следователи следственной группы СК РФ всех пострадавших просят звонить в Москву – 8 (963) 655-80-35. Когда станут очевидными масштабы дела, возможно, следственные комитеты регионов получат указания организовать работу на местах.

СУ СК РФ по ТО с 3 августа тоже просит звонить пострадавших томичей и жителей области по телефону 900-721 (пока начинается сбор данных, а не следственная работа). Горячую линию открыло и областное управление Роспотребнадзора: 8-800-350-44-55 (окажут правовую помощь в составлении исков о возврате денег).

По всем вопросам, связанным с банкротством «Континента», обращаться по тел. 69-99-99.

 

«Как только «Континент» начал заниматься авиаперевозками из Томска, мы, как и другие агентства по продаже авиабилетов, получили от них три сообщения. Первое – по каким адресам в случае парализации рейсов направлять пассажиров. Второе – что с 29 июля продажи закрыты. А 30 июля о том, что компания – банкрот. Выстраивается какая-то подозрительная логистическая цепочка».

Олег Барабаш, директор агентства «Инна-тур»

 

Справка «ТВ»

«Континент» – авиакомпания, осуществлявшая перевозки по России. Базировалась в аэропортах Внуково (Москва), Емельяново (Красноярск), Алыкель (Норильск), имеет 9 судов. Активную деятельность начала в 2010 году с помощью возврата к эксплуатации простаивающих самолетов Ту-154, ранее выведенных из парков других авиакомпаний. Низкие лизинговые платежи за подержанную технику позволили «Континенту» предложить более низкие тарифы. Проблемы с задержкой и отменой рейсов начались со второй половины июля. Причина – долги авиакомпании перед аэропортовыми службами и дефицитом оборотных средств. В банкротство компания ушла, продав 37 тыс. билетов и с долгами в 32 млн рублей.

 

Кстати

1 августа федеральные СМИ распространили информацию: Генпрокуратура РФ поручила транспортным прокурорам принять меры по защите прав нескольких тысяч пассажиров, пострадавших в результате отмены рейсов обанкротившейся авиакомпании «Континент». В свою очередь Транспортная клиринговая палата направила в агентства по продаже билетов требования возвращать деньги за билеты, если они оформлены на бланках ТКП. Представители томских агентств по продаже билетов распоряжения ТКП еще не получили. Если же билет оформлен на электронном бланке авиакомпании «Континет», то пассажиру придется обращаться в суд общей юрисдикции по месту проживания…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.