«ТВ» без купюр публикует обращение культурной общественности к губернатору в поддержку Андрея Кузичкина

 На прошлой неделе городской совет старейшин опубликовал открытое письмо на имя губернатора Виктора Кресса с просьбой «спасти томскую культуру от Кузичкина». Начальник областного департамента по культуре был обвинен в профессиональной несостоятельности, уничижении лучших кадров томской культуры, а также поддержке пропаганды безнравственных ценностей.

А в этот вторник в «Томский вестник» обратилась группа представителей культуры, которые считают, что письмо совета старейшин Томска, а также «выступления ряда театральных деятелей в телепередаче «Естественный отбор» и на встрече театральной общественности с заместителем губернатора Владимиром Самокишем формируют ложное впечатление о полном неприятии начальника департамента по культуре».

Редакция «ТВ» считает, что мнение этой части культурной общественности также имеет право быть услышанным, и поэтому публикует открытое письмо в полном виде и без купюр, оставляя его содержание и оценки на профессионализме и этичности людей, поставивших свои подписи под обращением.

 

1 июня заместитель губернатора Владимир Самокиш и начальник областного департамента по культуре встретились с представителями томской общественности. Поводом послужило скандальное письмо неожиданно заявившего о себе городского совета старейшин на имя губернатора с просьбой «спасти томскую культуру от Кузичкина»

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ТОМИЧАМ И ГУБЕРНАТОРУ

Уважаемые жители Томска и Томской области!

Уважаемый Виктор Мельхиорович!

Обратиться к вам нас вынудила ситуация, которая сложилась в последние дни в театральной среде Томска и Северска, в том числе в связи с требованием совета старейшин Томска отправить в отставку начальника департамента по культуре Андрея Александровича Кузичкина.

Выступления ряда театральных деятелей в телепередаче «Естественный отбор» и на встрече театральной общественности с заместителем губернатора Владимиром Самокишем формируют ложное впечатление о полном неприятии начальника департамента по культуре. Мы хотим, чтобы вы услышали мнение других работников культуры.

Во-первых, в нашей отрасли трудится около 6 тыс. человек, а свое недовольство деятельностью Кузичкина высказывает очень узкая группа людей (не более 30 человек). Во-вторых, театральная деятельность – это только одно из 12 направлений культурной отрасли, которую курирует департамент, и требовать отставки от имени «всей культуры» слишком самонадеянно. В-третьих, мы хотим обратить ваше внимание на те передергивания фактов и инсинуации, которыми пользуется эта группа, чтобы очернить человека, честно исполняющего свои должностные обязанности.

Какие претензии были предъявлены Андрею Александровичу? Предложил народному артисту России и народному артисту Украины, заслуженному деятелю искусств России Роману Виктюку возглавить жюри театрального регионального фестиваля «Маска». И за это снимать с должности? Только потому, что с точки зрения главного режиссера Северского театра для детей и юношества Натальи Григорьевны Корляковой и директора театра юного зрителя Светланы Евгеньевны Бунаковой Виктюк «не тот» председатель, который нужен томской «Маске». «Не тот» потому, что был резок в оценке одного спектакля, поставленного Н. Корляковой, и возмущен поведением директора ТЮЗа, которая за все время фестиваля ни разу не появилась в театре, прикрывшись больничным листом (хотя при этом принимала активное участие во всех собраниях против Кузичкина). В результате фестивальный показ спектаклей в ТЮЗе оказался под угрозой срыва. Однако парадокс в том, что именно «не тот» председатель и остальные пять членов жюри, среди которых заслуженные деятели искусств и заслуженные работники культуры, театроведы и театральные журналисты, доценты и профессора, премиями фестиваля отметили спектакли и игру актеров именно ТЮЗа (пять премий) и Северского театра для детей и юношества (одна премия). Кроме того, оба руководителя театральных коллективов входили в оргкомитет фестиваля и еще в феврале знали, кто будет председателем жюри, но возражений с их сторон не поступило. Более того, именно С. Бунакова и Н. Корлякова подавали заявки на участие в фестивале.

Претензия к А. Кузичкину, что он специально пригласил Романа Виктюка, чтобы тот посмотрел и оценил спектакль «Анна Каренина», в котором он, чиновник от культуры, играет роль чиновника Каренина, весьма сомнительна. Ведь именно Светлане Бунаковой принадлежит идея приглашения в проект начальника департамента по культуре. Это она долго убеждала и уговаривала А. Кузичкина. Он согласился. А теперь то, что С. Бунакова еще недавно ставила себе в заслугу принять участие в проекте, вменяется в вину А. Кузичкину. Она ставила себе в заслугу и коммерческий бренд театра – театр нового зрителя, придуманный ею совместно с режиссером Евгением Лавренчуком, а когда ее предложение было поддержано департаментом по культуре и включено в кластер культурных инноваций, Светлана Евгеньевна вдруг отказалась от идеи, переложив ответственность на Андрея Александровича. И теперь уважаемые старейшины города, которых намеренно ввели в заблуждение, осуждают это коммерческое название ТЮЗа и обвиняют А. Кузичкина в прожектерстве.

Вменяется в вину А. Кузичкину и так называемое внедрение Евгения Лавренчука в театр для детей юношества. Но ведь именно директор С. Бунакова еще в 2007 году пригласила на постановку московского режиссера Евгения Лавренчука, ученика Романа Виктюка, и она внедрила в репертуар подведомственного ей театра спектакли Е. Лавренчука – «Дракон» и «Анна Каренина». Что характерно: спектакль «Дракон» на «Маске-2009» получил тоже пять премий, как и «Анна Каренина» на этом фестивале. Именно директор театра ЮНОГО зрителя пригласила на постановки спектаклей «Отцы и дети. Обыкновенный фашизм» и «Страсти по Беккету. В ожидании Годо» молодых режиссеров, учеников Лавренчука – Ришата Гали и Сергея Озерного. Как раз их спектакли возмутили старейшин города и часть театральной общественности недопустимыми с точки зрения общественной морали сценами. За репертуар в отсутствии главного режиссера отвечает исключительно директор театра. Она могла своим распоряжением не выпускать спектакли, если сомневалась в их нравственной и эстетической состоятельности. Однако не сделала этого. К сожалению, промолчали и томские критики, не сделавшие разбор спектаклей и не давшие им оценку.

Что касается предложения ввести должность художественного руководителя в штат ТЮЗа – оно тоже исходило от Светланы Бунаковой. Манипулируя фактами, искажая их, Светлана Евгеньевна убедила часть театральной общественности, что ее хотят уволить, а на должность художественного руководителя пригласить Е. Лавренчука. Но эта версия противоречит фактам, подтверждаемым документально: Бунакова прошла аттестацию и работает по бессрочному контракту. Е. Лавренчуку официально не была предложена должность худрука. Со своей стороны мы просим уважаемую Светлану Евгеньевну Бунакову, умного и талантливого менеджера, в рабочем порядке разрешить разногласия с департаментом, а не выносить технические вопросы на общее обсуждение и не втягивать в их решение как коллектив своего театра, так и всю общественность. Тем более перед Светланой Бунаковой стоит сейчас серьезная задача: театру выделена крупная сумма на ремонт – 130 млн, и их надо освоить в этом году.

Что происходит в томской культуре? Почему в учреждениях культуры с завидной регулярностью возникают скандалы? И не проявление ли это неэффективности руководства отраслью? Эти вопросы задают себе рядовые томичи, которые из средств массовой информации получают сообщения только о скандалах. На деле культурная жизнь Томской области значительно богаче и ярче, чем она находит отражение в СМИ. За последние пять лет департаментом по культуре, возглавляемом А. А. Кузичкиным, реализованы такие крупные проекты, как Дни культуры Томской области в Москве, Эстонии, Хакасии, организованы и проведены международный культурно-образовательный форум российских немцев, два музейных форума Томской области, международный конкурс молодых композиторов им. Э. Денисова. В прошлом году Томск стал библиотечной столицей России. Департаментом принята Стратегия развития отрасли культуры, которая согласуется со Стратегией развития области. С подачи действующего начальника департамента и при поддержке губернатора призовой фонд фестиваля народной культуры «Томская мозаика» возрос многократно, а в нем участвуют все районы области. Весомую поддержку получили многие федеральные проекты, способствующие развитию народного творчества, библиотечного дела. А. Кузичкин – единственный из всех предыдущих руководителей департамента познакомился с состоянием дел своей отрасли на территории всей Томской области, побывав во всех районах, даже в самом отдаленном – Александровском. Андрей Александрович поддерживает лидерские идеи и инновационные проекты, направленные на поиск новых форм развития народного творчества.

Все события в культурной сфере происходят на фоне реформ, в режиме которых отрасль живет уже пять лет. Любая реформа – процесс сложный, во многом болезненный, отчасти разрушительный. Административное реформирование муниципальных образований привело к тому, что во многих районах области были упразднены органы управления культурой, и департамент был вынужден взять на себя всю методическую работу по проведению финансовой, административной, бюджетной реформ. И вот теперь, когда наконец-то налажены, восстановлены связи, старейшины города предлагают снять начальника департамента. Увольнение А. Кузичкина больно ударит по районной культуре, затормозит поступательное движение в развитии культурной сферы.

Посмотрите, какие позитивные изменения произошли и происходят. За последние пять лет (время руководства департаментом А. Кузичкиным) сформировалась законодательная база отрасли. С 2007 года действует Закон о культуре в Томской области, который не могли принять до прихода А. Кузичкина к руководству в течение десяти лет. Обратите внимание на такой факт: согласно статье 10-й данного закона все работники отрасли, имеющие почетные звания, большой стаж, получают доплаты к зарплате. В результате средний размер оплаты труда вырос на 20%, и Томская область по этому показателю сразу вышла на первое место в Сибирском федеральном округе. Закон о культуре стал первым, после него принято еще 7 законов. В том числе и областной Закон о театрах. Такого законодательного акта нет ни в одном регионе России. Наши же театральные организации осуществляют свою уставную деятельность в правовом поле.

Неужели Н. Корлякова, С. Бунакова и их сторонники не знают этих фактов? Знают. Но «идти войной» на руководителя департамента их побуждает не только обида. В претензиях к Андрею Александровичу Кузичкину сквозит непонимание, неприятие и боязнь перемен, которые неизбежно должны пережить все коллективы в связи с переходом в статус автономного учреждения. Уйти от этих перемен невозможно. С 2012 года все учреждения бюджетной сферы будут жить по закону ФЗ-83. К этому надо готовиться и брать на себя ответственность.

Среди противников Кузичкина есть много тех, кому не нравятся его личные качества, его вкусовые пристрастия, его стиль поведения и руководства. Но хотели бы заметить, что Андрей Александрович умеет слушать и слышать оппонентов, двери его кабинета открыты абсолютно для всех работников культуры, от руководителей до рядовых. Он никогда не уходит от диалога. Факт появления его в передаче «Естественный отбор» – лишнее тому доказательство. Андрей Александрович – эрудированный, всесторонне образованный человек. Он получил несколько дипломов о высшем образовании, в том числе и по менеджменту в сфере культуры. Кроме того, мы знаем А. Кузичкина как хорошего семьянина, заботливого отца и деда, и обвинять его в безнравственности, в насаждении каких-то пороков просто нелепо.

Резонанс, который получил театральный фестиваль, свидетельствует, что культура в нашей жизни важна ничуть не меньше, чем национальная безопасность. Мы надеемся на вашу объективную оценку ситуации.

 

1. В. И. Петриева, ЗРК РФ, профессор ТГПУ.

2. Е.В. Войтко, ЗРК РФ, балетмейстер ОГАУК «Дворец народного творчества «Авангард».

3. В.В. Волочинков, директор ОГАУК «Дворец народного творчества «Авангард».

4. П.Л. Волк, доктор культурологи, профессор, директор ОГОУСПО «Томский областной колледж культуры и искусств имени Вячеслава Яковлевича Шишкова».

5. С.С. Пузачева, директор ОГОУДПО «Томский областной учебно-методический центр культуры и искусства».

6. Г.В. Гуляева, начальник ОГУ «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры».

7. Н.И. Чабовская, директор ОГОУСПО «Томское областное музыкальное училище имени Э.В. Денисова».

8. Т.И. Нестерова, ЗРК РФ, директор МУК «Кривошеинская межпоселенческая централизованная клубная система».

10. О.В. Алексеева, руководитель образцового хореографического ансамбля «Русские забавы».

11. А.Н. Буханченко, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженная артистка России, директор театра «Интим».

12. Г.Н. Ткаченко, начальник отдела по культуре, спорту, молодежной политике и связям с общественностью администрации Кожевниковского района.

13. Л.Ю. Отмахова, директор ОГУК «Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» имени Романа Виндермана.

14. И.П. Фокина, руководитель отдела культуры администрации Парабельского района.

15. Ю.А. Третьяков, начальник отдела по культуре, молодежной политике и спорту администрации Чаинского района.

16. О.Г. Майкова, директор МУ «Культура» Верхнекетского района.

17. А. Сидоров, заслуженный артист России, председатель Союза театральных деятелей Томской области.

(Всего около 2 000 подписей).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 4 =