Родные не по крови

В Зырянском районе шесть семей взяли на себя заботу об одиноких пожилых людях

На последнем собрании Законодательной думы ТО была рассмотрена в первом чтении поправка в Закон «О социальном обслуживании населения в Томской области» о развитии института приемной семьи для людей, утративших способность к самообслуживанию. Эта форма предусматривает проживание пожилых людей в семьях, которые заботятся о них как о родных, хотя на самом деле таковыми не являются.

Поправку предстоит рассмотреть во втором чтении, и лишь тогда она вступит в силу. Но, оказывается, подобные семьи уже существуют. Например, в Зырянском районе первая такая семья появилась еще в 2006 году.

 

Первая ласточка

По словам заведующей отделением социального обслуживания на дому Зырянского района Натальи Жогиной, первой бабушкой, которая согласилась войти в чужую семью, стала Любовь Калина. Одинокая старушка сначала боялась идти к чужим людям, но перспектива оказаться в доме престарелых пугала ее еще больше. Из двух «зол» Любовь Федоровна выбрала меньшее. Но в маленьком домике Елены Поповой, ее мужа и двух детей она была встречена так приветливо и доброжелательно, что все ее опасения быстро ушли. За несколько лет совместного проживания бабушка и семья Поповых стали по-настоящему родными.

 

Где один, там и другой

За Марией Андреевой из села Шиняево присматривала социальный работник Ольга Киселева. По долгу службы она три раза в неделю навещала подопечную, приносила продукты, готовила. Шло время, домик, в котором жила Мария Гавриловна, постепенно разваливался. Однажды Ольга Николаевна пригласила бабушку к себе домой в гости, потом пригласила еще раз и наконец предложила собрать вещи и перебраться насовсем. Приемной старушке выделили отдельную комнату, и зажила она так хорошо, как никогда еще не жила. Вскоре дочь Киселевых уехала учиться в Томск, остался сын-школьник. Но в таком «усеченном» варианте семья просуществовала недолго: Киселевы взяли на воспитание мальчика из детского дома.

– Прихожу к Киселевым, – рассказывает Наталья Жогина, – спрашиваю у Марии Гавриловны: не скучно? Отвечает: да какая уж там скука – мальчонку помогаю воспитывать. То есть человек привык к семье, почувствовал себя своим, а самое главное – нужным.

 

Дедство под присмотром

В число приемных в Зырянском районе попали не только бабушки, но и представители сильного пола. Вот, скажем, за инвалидом детства Сергеем Гавриловым ухаживала мама. Но мама умерла, и человек остался один-одинешенек. Прямой путь ему был в специальный интернат для инвалидов, куда он, конечно, не хотел ехать. Выручила Сергея Михайловича Любовь Арышева, взяв его в свою семью. В похожей ситуации оказался и Александр Метелев, тоже инвалид детства. После смерти матери заботу о нем взял на себя родной брат, вынужденный уволиться с работы. Еще одного инвалида – Александра Чучунова – тоже приютила приемная семья.

– С такими подопечными очень непросто, они ведь раздражительные, капризные, – рассуждает Наталья Жогина. – Но они настолько не хотят оказаться в казенном учреждении, что приемная семья для них – настоящее спасение. Мы, конечно, платим тем, кто решился взять к себе одиноких беспомощных людей, но это крохотные деньги – четверть ставки социального работника, около тысячи рублей, так что оплату можно назвать символической. В основе все-таки лежит бескорыстие.

 

Для одинокого пожилого человека приемная семья – это возможность продления жизни в домашней обстановке, общение, отсутствие страха перед одиночеством. Старость, увы, неизбежная часть человеческого существования. Хорошо, когда она проходит в домашней обстановке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − четыре =