Чутье на элиту, или Как готовить патриотов

 

Шелупанов

Проректор по научной работе ТУСУРа Александр Шелупанов представляет свой взгляд на поиск, воспитание и поддержку одаренной молодежи

Мы встретились с Александром Александро­вичем в недавно открытом учебно-лабораторном корпусе (УЛК) ­ТУСУРа на площади Южной. Сейчас здесь активными темпами идет процесс заселения и освоения новых аудиторий. В этом корпусе прописался Институт системной интеграции и безопасности – детище профессора Шелупанова. Сюда же переехала его кафедра комплексной информационной безопасности электронно-вычислительных систем.

Разработки доктора технических наук Шелупанова широко применяются в отечественном ракетостроении, на предприятиях оборонного комплекса страны. Авторитет томского ученого признают и зарубежные коллеги – Александр Шелупанов является действительным членом Международной академии наук высшей школы и Международной академии информатизации.

С 2010 года он занимает должность проректора по научной работе ТУСУРа, руководит Центром технологий безопасности этого университета. Все занимаемые посты – официальная составляющая биографии ученого. А что мы знаем о нем как педагоге?

Случай в спецшколе

Разве мог подумать юный Саша Шелупанов, что победа в олимпиаде по математике и физике приведет его в школу-интернат в новосибирском Академгородке. Рожденная в конце 1950-х годов идея специализированного образования советских школьников в первую очередь была ориентирована на поиск одаренных детей и их развитие. В новосибирской спецшколе учились подростки из близлежащих краев и областей. Восьмиклассник Шелупанов приехал с Алтая. Домашнему ребенку освоение новой среды давалось ой как нелегко. С первого дня ребят погружали в углубленное изучение физики, математики, химии. Уроки велись по вузовской системе – парами. Жизнь в школе-интернате быстро приучила его обитателей к самостоятельности – постирать рубашку, погладить брюки.

После первого месяца обучения класс писал пробную контрольную по физике, ее результат новичков просто огорошил: одна четверка и тройки с двойками.

– Глядя на наши растерянные лица, преподаватель говорил: «Ребят, а вы что хотите? Я сам физику не знаю на пятерку», – тот случай из физматовской поры Александр Александрович вспоминает с доброй улыбкой. – Такая система обучения, с одной стороны, бодрила, с другой – вызывала сомнение: что я-то здесь делаю? Ведь в обычной школе получение золотой медали по окончании практически было делом решенным.

Он позвонил родителям и попросился домой. Приехавшая мама вместе с сыном уже направлялась к директору Могильницкому, когда по коридору проходил Михаил Алексеевич Лаврентьев, основатель школы. Высокий, сутуловатый академик, узнав об уходе, наклонился к подростку, приобнял его и что-то стал говорить. Александр Александрович запомнил главные слова: «Оставайся, у тебя обязательно получится».

Случайный разговор с академиком СО АН СССР Лаврентьевым сыграл в судьбе алтайского школьника роль, повлиявшую на всю его последующую жизнь. Год назад довелось Александру Александровичу работать в кабинете академика Лаврентьева. И, конечно, ему вспоминалась эта знаковая встреча. Уроки своих знаменитых учителей, опыт быстрого взросления профессор Шелупанов не только уяснил, он активно применяет их в собственной педагогической практике.

Из года в год Александр Александрович не устает напоминать преподавателям об особом отношении к студентам-первокурсникам:

– Эти ребята оторвались от родителей, домашнего уюта, пирожков, если хотите. Попав в неустроенную на первых порах среду, где все надо делать самим, они, конечно же, теряются. Для поддержки и помощи вчерашних школьников работает институт кураторства. Может, физически они и крепкие, но, по сути, все еще дети. Я лично так их воспринимаю.

Университетские будни

Из новосибирского Академгородка выпускник физико-математической школы Шелупанов направился в Томск. Выбор будущего факультета Александр Александрович объясняет просто:

– В ТГУ на химфаке училась моя сестра. Девчата дружили с ребятами физтеха. Кстати, с некоторыми из них мы впоследствии встречались в Центре управления полетами под Москвой. Когда я приезжал в Томск, селился у них. Они и посоветовали мне этот единственный «нормальный» факультет. Мы учились 5,5 года, получали повышенную стипендию в размере 56 рублей. Дополнительно я получил еще и образование по прикладной математике. Практически сразу стал работать лаборантом в НИИ прикладной математики и механики ТГУ. Здесь же остался после дипломирования, проработал до 1993 года.

Для Александра Шелупанова оба университета одинаково дороги: в ТГУ сформировался его интерес к самостоятельной научной работе, в ТУСУРе он успешно защитил докторскую диссертацию. Александр Шелупанов с благодарностью вспоминает своего научного консультанта Владимира Петровича Тарасенко, известного ученого, почетного гражданина города Томска, лауреата Госпремии, которую он, кстати, получал вместе с академиком Осиповым, бывшим президентом РАН.

Элитная аспирантура

В 2011 году в ТУСУРе была создана программа целевой подготовки аспирантов для научно-педагогического кадрового резерва (элитная аспирантура), рассчитанная на 10 мест. Ее идеологом стал проректор по научной работе Шелупанов. В университете уже высказывалась озабоченность по поводу среднего возраста сотрудников и профессорско-преподавательского состава – разрыв поколений становился все ощутимей.

– Смысл программы очень простой, – поясняет профессор. – Университет обеспечивает дополнительную финансовую поддержку участнику программы, который после завершения учебы в аспирантуре остается у нас работать.

За время действия программы выпустилось 17 человек.

– Учеба в «элитной» аспирантуре стала для меня одним из этапов моего научного развития, – вспоминает аспирантка Валентина Миронова. – Талант Александра Александровича заключается в том, что он умеет не только бережно растить научных сотрудников, но и вдохновлять их. Это кладезь идей, которые в сфере информационной безопасности можно развивать и развивать. А какой он преподаватель! Когда мы проходили курс по теории вероятностей, который нам читал Александр Александрович, лекции пролетали моментально. Он говорил на таком доступном языке, что даже самые сложные вещи мы понимали буквально с полуслова. Это редкий дар, и не все педагоги им владеют.

Проректор Шелупанов рассчитывает на то, что за годы учебы аспиранты смогут основательно пропитаться научным духом, научатся зарабатывать наукой, будут выигрывать гранты и таким образом прикипят к университету. Пройдет каких-то пять лет, и они встанут к управлению кафедрами, возглавят лаборатории.

Нынче в «элитке» освобождается четыре места, а всего в ­ТУСУРе обучается 300 аспирантов, так что проблем с отбором в кадровый резерв у ректората точно не будет. Элитникам обеспечивается режим максимального благоприятствования, позволяющий не думать о хлебе насущном: они проживают в отремонтированном общежитии, получают стипендию в размере 19,5 тыс. рублей. За счет университета участвуют в международных конференциях. Аспирант обязуется вовремя защитить диссертацию и отработать не менее трех лет в университете.

В воспитании учеников, убежден профессор Шелупанов, нужна просто системная работа. Дважды в год он лично встречается с каждым аспирантом и с каждым научным руководителем. Обсуждают все – от специфических вопросов (поиск оборудования для экспериментов) до бытовых проблем.

За время действия программы профессор Шелупанов лично подготовил трех аспирантов. Например, Олег Евсютин занимался системами сжатия информации, Валентина Миронова работала по теме информационной безопасности объектов ядерной промышленности. Сейчас готовится к защите в ТГУ Дмитрий Кручинин. Все ребята являются президентскими лауреатами. И все они работают в Институте системной интеграции и безопасности.

– Я знаю Александра Александровича с первого курса, – рассказывает Дмитрий. – Мой диплом, подготовленный под его руководством, отмечен медалью Академии ФСБ как лучшая научная работа среди студентов в области информационной безопасности. Такая оценка убедила меня в том, что я на верном пути. В этом большая заслуга нашего учителя. Он верит в своих учеников, видит их будущее. В сентябре мне на ученом совете вручили диплом лауреата Томской области в номинации «Лучший молодой ученый до 35 лет».

Готовим патриотов

Рассуждая на тему об утечке мозгов, Александр Александрович отмечает:

– Отток молодых ученых за последнее время снизился, причем существенно. Я уже как-то говорил, что мы в ТУСУРе готовим патриотов страны в самом широком смысле этого слова. Посудите сами: специалист по защите информации – это особая, очень деликатная сфера деятельности, которая может быть использована как с пользой, так и во вред. Поэтому воспитанию морально-нравственных качеств студентов мы уделяем столько же внимания, сколько и уровню их подготовки.

Но лучший пример могут демонстрировать сами преподаватели, ведь для того, чтобы помогать развиваться, профессионально расти другим, необходимо совершенствоваться самому. «Учитель, воспитай ученика», – призывал в 1960-х годах Евгений Винокуров. В начале третьего тысячелетия Александр Шелупанов с честью передает обогащенный опыт педагога и ученого подрастающему поколению, настроенному на научный результат и социальный успех.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *