Денежки счет любят

Участники прошедшей в Томске ДЕСЯТОЙ Всероссийской конференции Союза МКСО обсудили план создания в стране системы внешнего финансового контроля

Так уж вышло, что собственный праздник – десятилетие со дня создания – Счетная палата города Томска отметила делом весьма хлопотным и ответственным, организовав на своей площадке также Десятую Всероссийскую конференцию Союза муниципальных контрольно-счетных органов (МКСО), озаглавленную нынче «Задачи муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации». На конференцию в Томск съехались около полутора сотен специалистов органов финансового контроля из 108 городов России – от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Махачкалы.

Обсудить коллегам-контролерам было что: с 1 октября 2011 года вступит в силу Федеральный закон № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов РФ и муниципальных образований», впервые устанавливающий общий порядок организации государственного и муниципального финансового контроля. Основные подходы: контроль должен быть обязательным и независимым.

– Этот закон был очень нам нужен. Мы его долго ждали, – прокомментировал «ТН» это событие руководитель Счетной палаты города Томска Владимир Вакс. – Бюджетных средств в муниципалитеты сейчас идет очень много по федеральным и региональным программам. Если вспомнить хотя бы несколько проектов, например строительство и капитальный ремонт дорог, среди которых один из самых крупных – пушкинская развязка, – понимаешь, что общий объем их составляет не менее 5 млрд рублей – достаточно крупная для Томска сумма!

Поэтому разработка системы муниципального финансового контроля сегодня как никогда актуальна.

Контроль станет повсеместным

По Бюджетному кодексу с 2012 года нельзя будет принимать бюджет любого уровня без заключения контрольного органа, за нарушение предусмотрена уголовная ответственность. А потому и создание органов внешнего контроля во всех городских округах и муниципальных районах теперь обязательно. Заметим: в стране сегодня 24,5 тыс. муниципалитетов…

– В городских округах (их в России 521) мы создадим контрольно-счетные органы, но вот муниципальные районы, сельские поселения – их в стране 1 780, – размышляет Николай Столяров, ответственный секретарь Ассоциации контрольно-счетных органов РФ (АКСОР), заместитель руководителя аппарата Счетной палаты РФ. – Ну какой КСО может быть в полуживой деревне? Однако и контроль за местными финансами должен быть, с этим не поспоришь. Выход? Поселения могут передать свои полномочия (то есть право на проверку) по соглашению муниципальным районам.

И чтобы такая махина под названием «финансовый контроль» эффективно работала, решено объединять муниципальные КСО вокруг региональных.

– Они образуют свою ассоциацию, подобную АКСОР, созданной под эгидой Счетной палаты РФ, – пояснил Николай Столяров. – В 36 субъектах такие объединения уже работают эффективно. В Сибирском федеральном округе, к примеру, советы КСО есть в Кемерово, в Новосибирской и Томской областях, сибиряки вообще народ более организованный…

По словам Николая Столярова, гармония взаимодействия исполнительной, законодательной власти и контрольного органа, когда все ветви власти понимают роль и значение деятельности друг друга, – пока редкость для муниципальной практики.

– Там, где власть понимает, что эффективность ее деятельности во многом зависит от результативности деятельности органов контроля и что на основании объективной информации, поставляемой внешним контролем, можно принимать верные решения, – там царит порядок, – говорит Столяров. – А где такого понимания нет, начинается политика в самом худшем смысле слова…

– Когда мы ехали на конференцию в Томск, мы знали, что другой точки, где все эти проблемы решаются настолько конструктивно и где выстроены столь эффективные рабочие отношения с КСО, пожалуй, в России больше нет, – добавляет председатель Союза МКСО Владимир Астафьев.

Выявлять и предотвращать

Еще предмет для гордости: Счетная палата города Томска в числе лидеров по количеству выявленных нарушений, а по возврату денежных средств в бюджет в 2009 году заняла вторую строчку в рейтинге двухсот муниципальных КСО после Волгограда.

– При этом наша главная задача – не посадить и не наказать, а выявить, вернуть бюджетные деньги и сделать все возможное, чтобы подобное не повторилось, – подчеркивает Владимир Вакс.

– Выявление нарушений, устранение и предотвращение – вот три столпа финансового контроля, – поддерживает коллегу Владимир Астафьев.

– Наличие сильной действующей счетной палаты способствует недопущению нарушений – это самое главное, – делает акцент Николай Столяров. – Но это в идеале. Пока по материалам Счетной палаты РФ, направляемым в Следственный комитет, Генпрокуратуру и другие структуры, ежегодно возбуждаются сотни уголовных дел (в прошлом году их было 240). Когда мы представляем этот опыт своим коллегам за рубежом, они нас не понимают: у них этот показатель измеряется единицами! Потому что у них финансовый контроль выстроен особым образом…

«По-другому» означает акцент на экспертно-аналитические мероприятия.

– Полтора года назад в нашей счетной палате было создано аналитическое подразделение, – рассказывает Владимир Вакс. – Регулярно мы информируем мэра и Думу города Томска о результатах нашей работы, проводим экспертизу целесообразности того или иного готовящегося решения, просчитываем параметры проекта бюджета…

По словам Владимира Вакса, это направление в счетной палате считается одним из важнейших:

– Именно потому, что для нас главное – не поймать нарушителя за руку, а создать условия, при которых нарушение просто не состоится. В этом же направлении достаточно эффективно работают и правоохранительные структуры.

 

сказано

Виктор Кресс, губернатор Томской области:

– Как известно, деньги любят счет, а бюджетные – особенно. Службы финансового контроля и созданы для того, чтобы этот счет вести и контролировать, куда и как расходуются бюджетные средства.

Ежегодно в России появляются новые направления развития и перспективные проекты, в реализацию которых государство вкладывает миллионы и миллиарды рублей из бюджетов всех уровней. И первоочередная задача контрольно-счетных органов – обеспечить, чтобы эти средства были потрачены по назначению, принесли пользу государству и обществу.

Николай Столяров, ответственный секретарь Ассоциации контрольно-счетных органов РФ (АКСОР), заместитель руководителя аппарата Счетной палаты РФ:

– В усложняющихся экономических условиях в бюджетах 2012–2014 годов нужно будет беречь каждую копейку. Премьер-министр Владимир Путин предложил идею народного бюджета, а мы предлагаем идею народного контроля, но не в старом советском, а в современном понимании: это контроль, который осуществляют КСО на местах от имени народа.

Игорь Никулин, заместитель директора департамента внешних связей – начальник отдела по взаимодействию с контрольно-счетными органами Счетной палаты РФ:

– Контрольные органы должны быть созданы во всех городских округах и муниципальных районах, предписывает закон. В 37% муниципальных районов есть как минимум один сотрудник, занимающийся контролем. В 70% крупных городских округов также работают свои КСО. Для набора численности, оговоренной законом, предусмотрен переходный период до 2015 года.

В среднем по стране каждый сотрудник МКСО выявляет нарушений более чем на 70 млн рублей в год. Набор критериев эффективности счетной палаты – сложнейший вопрос. 6-ФЗ унифицирует набор полномочий, но сравнить и оценить деятельность столь разных по масштабу структур, какие работают в городах-миллионниках и скромных муниципальных районах, по-прежнему очень сложно.

Владимир Астафьев, председатель Союза муниципальных контрольно-счетных органов, член президиума Ассоциации контрольно-счетных органов РФ, председатель Контрольно-счетной палаты г. Сочи:

– С появлением нового закона на местах возникло много вопросов по подготовке, методологии, организации муниципального контроля. Ряд этих вопросов можно решить (или подготовить решение на опережение), но сделать это можно только совместно.

Муниципальный контроль должен быть фундаментом всей системы финансового контроля. Но мы категорически против увеличения штатной численности муниципального административного аппарата, напротив, он должен быть сокращен на 20%. И денег дополнительных тратиться не будет – обеспечение контрольной деятельности пойдет за счет оптимизации работы административного аппарата. Основная тяжесть реализации 6-ФЗ ложится на регионы…

Лариса Дорохина, ответственный секретарь Союза МКСО, председатель Контрольно-счетной палаты городского округа г. Воронежа:

– Некрупные контрольно-счетные органы муниципальных районов, не входящие в Союз МКСО, очень нуждаются в его поддержке, в первую очередь методической. Думаю, если мы есть, мы должны работать на весь муниципальный контроль России.

 

Союз МКСО был создан 22 мая 2002 года, тогда в него вошло 20 контрольных органов, сегодня он объединяет уже 221 МКСО, большинство из которых работают в городских округах.

 

Обсудить коллегам-контролерам было что: с 1 октября вступит в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов РФ и муниципальных образований», впервые устанавливающий общий порядок организации государственного и муниципального финансового контроля

 

На конференцию в Томск съехались около полутора сотен специалистов органов финансового контроля из 108 городов России – от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Махачкалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *