Детей нужно не оценивать, а ценить

Валентина Артемьева

DSC05802

Жители всех микрорайонов села Александровского с удовольствием везут своих чад на окраину: именно здесь находится детский сад комбинированного вида «Ягодка». Благодаря качественной и душевной работе педагогов и отличным условиям для детей учреждение известно на весь Александровский район.

«Ягодка» на все вкусы

Но так было не всегда. Изменения начались десять лет назад с приходом опытного руководителя Галины Касаткиной.

Директор «Ягодки» Галина Касаткина в педагогике больше 45 лет. Детский сад с нежным названием она считает вторым домом. Именно поэтому ветеран труда взялась за его благоустройство с такой любовью
Директор «Ягодки» Галина Касаткина в педагогике больше 45 лет. Детский сад с нежным названием она считает вторым домом. Именно поэтому ветеран труда взялась за его благоустройство с такой любовью

– В 2006 году мы провели большой ремонт, – говорит Галина Касаткина. – Заменили электропроводку и систему пожарной сигнализации, линолеум, вставили стеклопакеты, отремонтировали санузлы. В 2014 году взялись за кровлю. Большой объем работ провели в подвальном помещении. А какая красота в пищеблоке! Два года назад у нас установили электроплиты, пароконвектомат, два холодильника – оборудование почти на 700 тыс. рублей.

Когда Галина Касаткина только принимала руководство, детский сад посещали около 50 ребятишек, а на пустующих площадях размещались два класса начальной школы. Так местная власть старалась сохранить статус социального объекта. Сегодня по утрам в «Ягодку» спешат 140 юных александровцев. Здесь даже организована группа раннего возраста, в которую принимаются малыши от года и двух месяцев до двух лет.

«Ягодка» считается детским садом комбинированного типа: с детьми здесь основательно занимаются логопеды. У педагогов этого направления работы с каждым годом прибавляется. Среди причин, вызывающих задержку речи или ее дефекты, специалисты называют родовые травмы, плохие экологические условия, некачественные продукты и наследственность.

Творческий контакт

В «Ягодке» подобрался творческий и работоспособный коллектив.

– Мои девчонки участвуют в конкурсах районного и регионального значения, – улыбается директор. – Многие имеют свои сайты. А еще они с удовольствием учатся.

Коллектив детского сада всегда участвует в районных конкурсах по благоустройству: зимой педагоги лепят из снега сказочных героев, весной засаживают цветами большую территорию вокруг «Ягодки». Фантазеры и выдумщики, а без этого в их профессии никак, не раз удивляли членов жюри необычными темами и находками. А сколько интересного они придумывают для своих воспитанников! «Подкормите птиц», «Новогоднее представление Деда Мороза»… До сих пор здесь вспоминают большой проект по патриотическому воспитанию. Малыши, живущие на Томском севере, непременно должны знать основы культуры, обычаи и традиции местных малочисленных народов.

Над этим проектом работал весь детский сад. Не остались в стороне и родители. Их затянул творческий процесс, они очень ответственно выполняли просьбы педагогов: помогали своим ребятишкам учить роли для представления, шили национальные костюмы с хантыйскими узорами. О масштабности проекта говорил и тот факт, что для детей было организовано несколько мастерских: по художественному творчеству, конструированию, оригами. Праздник народов Севера получился таким представительным и ярким, что позже этот опыт был обобщен и представлен на районном уровне.

Галина Касаткина отмечает, что педагоги отдаленных территорий не чувствуют себя забытыми. Они находятся в постоянном контакте с представителями областного департамента общего образования. Томские специалисты сами приезжают в районы и проводят обучающие семинары на местах. Такая форма позволяет всему педагогическому коллективу дошкольного учреждения своевременно повышать квалификацию. Этого требуют от них и федеральные стандарты.

Красота речи и компьютерные технологии

– А вы в конкурсе красоты не участвовали? – от глубоких выразительных глаз Маргариты Андреевой невозможно оторваться.

– Туда меня еще не звали! – парирует учитель-логопед Александ­ровского детского сада «Ягодка».

Молодая сибирячка представляла Томскую область на?VI Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель России – 2015». Маргарита Андреева выступила с мультимедийным роликом, в котором рассказала о речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Но сначала она победила на региональном этапе, который проходил в марте прошлого года в Томске. Там каждому участнику нужно было выступить перед публикой под лозунгом «Восхождение к ребенку есть благороднейшее из дел и величайшее из благ».

– Финалисты должны были раскрыть смысл слов «восхождение к ребенку». Что это такое? Это детский мир, детство, которого сегодня так мало у наших детей, – Маргарита Андреева готова часами говорить на любимую тему.

Педагог из Александровского сумела достучаться до сердец областного жюри на первом же этапе конкурса – визитке. Она придумала трогательные слова-образы о жизни, детстве, людях и о красоте речи. На следующем этапе каждый из участников демонстрировал профессиональные качества. Маргарита Андреева представила работу под названием «Использование компьютерных технологий в логопедической работе».

– Мы отправились с участниками в путешествие по морю красивой речи на большом корабле, в котором полно всякой живности, в том числе и мышей, – вспоминает свое выступление учитель-логопед. – Вот я и стала такой мышкой. Компьютерной. Для подъема парусов участники выполняли дыхательную гимнастику, а чтобы отдаваемые экипажу команды были четкими и громкими, проводили артикуляционную гимнастику и упражнения на моторику. Движения продолжались до конца путешествия. Завершилось оно швартовкой у тихой гавани. На экране в это время появились манящего вида пляж на берегу океана, пальмы, а следом – здание Томского института повышения квалификации, в стенах которого как раз и проходил конкурс. Для членов жюри такая ассоциация стала приятным сюрпризом.

Детям – детство

По словам Маргариты Андреевой, большинство родителей все реже занимаются со своими детьми. То ли в силу их загруженности, то ли из-за стремительного ритма жизни – малыши практически с рождения подсаживаются на гаджеты. Подрастая, они уходят в Интернет, но не для развития, а для общения.

– Мне было важно донести сообщение о том, что компьютер хорош в меру, – рассказывает педагог. – Как подстроиться современному преподавателю под современных детей? Своими мыслями я делилась на заседании круглого стола во время конкурса. Педагогу надо научиться использовать компьютер в качестве помощника, он должен быть вспомогательным элементом, но не смыслом жизни. Если мы все уйдем в Интернет, то кто задаст живой вопрос?

Маргарита Андреева пытается донести до родителей самую главную идею своей работы: из детского сада воспитанники должны выходить с мотивацией к школьному обучению. Педагог должен быть помощником, другом, но не диктатором. Ему нужно заинтересовать детей.

– Это очень важно, – признается Маргарита Андреева. – В сегодняшней педагогике упор сделан на ребенка. Я считаю, прав академик Асмолов: детей нужно ценить, а не оценивать. И наша задача заключается в том, чтобы они могли общаться, задавать вопросы, проявлять интерес и самостоятельно находить ответы на свои вопросы.

Благодарим администрацию Александровского района за помощь в подготовке материала.

028-640x400

цифра

470 юных александровцев посещают сегодня детские дошкольные учреждения. С открытием в декабре прошлого года детского сада «Малышок» в районе удалось избавиться от очередей в ДДУ.

Андреева

Маргарита Андреева пошла по стопам своей мамы, Анны Филипповны, которая тоже работает в «Ягодке». У Маргариты дочь-школьница и сын. Педагог признается, что только поддержка семьи, и прежде всего мужа и мамы, помогли ей достичь профессионального успеха

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × два =