Директор торгово-экономического техникума нашел математическую модель эффективной работы

На проходившем недавно в Томске форуме образования много говорили о модернизации системы профтехобучения, путях и методах ее развития. Свои наработки – и весьма интересные – есть в Томском торгово-экономическом техникуме. Не случайно по итогам прошлого года учреждение стало лауреатом национального конкурса «Лучшие учебные центры России» и межрегионального «Лучшие техникумы Сибири»

Надо заметить, что на лидерские позиции техникум вышел под руководством директора Николая Горюнова. Каков же человек, сумевший в короткие сроки создать на исторически сложившейся базе современное, многофункциональное образовательное учреждение?

О пользе умножения

Первое впечатление от директора: строгий с иголочки костюм и при этом открытость и демократичность в общении. Серьезное солидное учреждение – и молодой, современный, с бьющей ключом энергетикой руководитель. Техникум с 75-летней, можно сказать, советской историей – и на стенах его служебного кабинета вместо традиционных висят портреты Петра I и Николая II. «Времена меняются, – перехватывает Николай Павлович мой взгляд, – а эти личности уже прочно вошли в историю. Первый – как великий реформатор, второй – как отец родной для России».

Так неужели секретная формула в этом? Строгий порядок и либеральность? Странное сочетание.

– Ну почему же, – возражает Николай Горюнов. – Вполне совместимые понятия. Я даже математическую формулу эффективной работы вывел, которая базируется как раз на этих категориях. Три минимума умножить на три максимума и разделить на контроль.

– Звучит занятно, но не очень понятно.

– Что такое три минимума? Минимум начальников, совещаний и отчетов. Максимум самостоятельности, ответственности и человеколюбия. И все это под строгим контролем.

– Общий посыл понятен, а как это реально происходит – нет.

– Когда я пришел в техникум, – охотно объясняет Горюнов, – я попытался всю власть сосредоточить в своих руках. Потом понял, что это неправильно. Наиболее эффективно действует система, основанная на минимальной численности управленцев и максимальной свободе каждого. У нас сейчас всего 11 начальников на 700 студентов и более чем 100 штатных сотрудников. Из пяти заместителей директора я оставил троих с условным делением по направлениям: один отвечает за учебный процесс, второй занимается научно-методическими вопросами, третий курирует финансы, хозяйство. Но, если я вижу, что кто-то перегружен, предлагаю подключиться другому.

– То есть вы даете каждому поручения?

– У нас закреплен принцип функциональной самостоятельности руководителей структурных подразделений: они могут самостоятельно принимать решения в пределах своих компетенций, например премировать и депремировать сотрудников в определенных лимитах. С прошлого года у нас введена система бюджетного управления техникумом, по которой они независимы и в распоряжении бюджетами своих подразделений: если удалось сэкономить на расходах, оставшиеся средства можно направить на поощрение лучших.

– Собираетесь развивать эту систему?

– С 1 сентября хочу внедрить два нововведения, которые касаются зарплаты и поощрения сотрудников. Для преподавателей на основе интегральной оценки попытаемся ввести рейтинговую систему оплаты, а для штатных сотрудников систему грейдов Эдварда Хея – это когда по множеству параметров определяется ценность должности. Но изменения будут происходить не революционно – я вообще не сторонник революций, а постепенно, с сохранением элементов старой системы. Посмотрим, что окажется более эффективным.

Об авторитете знаний

– С какой задачей-максимум пришел в техникум директор Горюнов?

– Сделать его лучшим среди учебных заведений своего уровня.

– Судя по итогам 2011-го, у вас это получилось.

– Меня радует не столько официальное признание нашего лидерства, сколько изменение отношения студентов к своему техникуму. У ребят действительно появились основания уважать себя и свое учебное заведение. Не каждое учреждение начального и среднего профтехобразования может направить своих учащихся на стажировку за границу. А мы можем. Не каждое дает такие широкие возможности трудоустройства с приличной зарплатой, как наше.

– И не каждое в таком объеме обеспечено компьютерной техникой, как ТТЭТ. Зачем, кстати, учреждению, специализирующемуся в сфере торговли и общественного питания, высокие информационные технологии?

– Моя принципиальная установка: все технические новинки, которые способствуют улучшению процесса обучения и управления, должны быть обязательно внедрены. Поэтому у нас действует корпоративная сеть, оборудован мультимедийный центр для проведения интернет-конференций, налажен электронный документооборот, в электронном режиме ведется учет в лабораториях и, разумеется, активно используются информационные образовательные технологии. В планах –

разработка полной информационной базы по студентам. Я убежден, что лишних навыков и лишних знаний не бывает. Я сам, например, каждый год учусь – по вопросам управления, финансов, госзакупок. Для меня регулярное повышение квалификации – очень хорошее подспорье в административной работе.

– Скажите, а это постоянное стремление к развитию вам привили в семье?

– Можно сказать и так. Отец руководил небольшим гаражом. Мама работала в медицине. Они учили меня зарабатывать авторитет честностью и интеллектом. Поэтому, наверное, вокруг меня, председателя районного комсомольского штаба, всегда хороводились ребята. И у меня еще со школы было прозвище Начальник.

О мечтах и ценностях

– У вас есть заветная мечта?

– Очень хочется, чтобы наш техникум стал сибирской стажировочной площадкой для подготовки специалистов на уровне высокой кухни.

– Это скорее не мечта, а очередная цель, которую вы перед собой поставили. Я имею в виду что-нибудь более возвышенное.

– Мечтаю, чтобы мои дети, а у меня их трое (старшая дочь студентка, среднему сыну 6 лет, младшему 2,5 месяца. – Прим. ред.), жили в более совершенном мире. Чтобы они многое увидели, узнали, успели сделать. Я ими очень горжусь и хочу, чтобы они жили достойно и счастливо.

– Счастливые мечты счастливого отца. Не откроете еще и секрет личного успеха?

– По-моему, это просто – любить и уважать друг друга. Вообще, я однолюб. Марина у меня единственная и неповторимая. Мы жили по соседству, и я, будучи школьником, водил ее за руку в детский сад. Закончилось тем, что однажды я приехал домой на праздники из Томска, мы пошли гулять, и так, между прочим, я сказал: «Выходи за меня замуж». Она не возражала.

Оказывается, все просто: чтобы обрести успех, нужно всего лишь любить и уважать. Свою семью, свою работу, свой коллектив, своих студентов. Трудиться, учиться, развиваться вместе с ними. Такова несложная суть формулы Николая Горюнова.

ДОСЬЕ «ТН»

Николай Горюнов, директор торгово-экономического техникума. Родился в 1970 году в городе Ужуре Красноярского края. Окончил экономический факультет ТГУ и Академию государственной службы при Президенте РФ. Занимался бизнесом. Работал финансовым директором в коммерческих структурах. Руководил аудиторской фирмой. Параллельно сотрудничал и продолжает сотрудничать с ЭФ ТГУ, ведет занятия, готовит к защите кандидатскую диссертацию. На должность директора ТТЭТ назначен в 2004 году.

Женат. Супруга по образованию педагог. Трое детей.

Блиц-опрос

Кумиры в политике, экономике: Петр Столыпин, Сергей Витте.

Пристрастия: в литерату-ре – биографические книги, в музыке – в основном классика.

Любимые места в Томске: набережная Томи, Университетская роща.

Досуг: спортзал, баня.

Не нравится в людях: глупость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *