Договор дороже денег

На XI Сибирском форуме образования, который проходит в эти дни в Томске, 3,5 тыс. педагогов и исследователей спорят о стратегии модернизации образования и ищут формулу идеальной школы

 

На первый взгляд, программа форума, рассчитанная на трехдневную работу на 20 площадках, явно относится к категории «объять необъятное»: круг вопросов чрезвычайно широк, темы объемны. Но, если вникнуть в обилие идей и мнений, становится понятно: на форуме (и на пленарной дискуссии в среду, и на ключевом семинаре, посвященном взаимодействию консорциума университетов со школами, и на всех прочих круглых столах, семинарах, конференциях) говорится, по сути, об одном: куда движется модернизируемое российское образование? И главное – какой должна стать новая школа?

Чтобы ответить на этот вопрос, следовало бы понять, кто заказывает музыку – государство, работодатель, педагоги, родители, дети? Из чьих интересов и потребностей нужно исходить?

Большинство участников пленарной дискуссии, будучи солидарны по поводу главного образовательного приоритета (безусловно, доступность качественного образования!), по поводу этого самого «заказчика» и его потребностей высказали самые разные мнения.

Кто меняет педагогику?

По мнению главного редактора издательского дома «Первое сентября» Артема Соловейчика, реформирование образования дало много результатов, хороших и разных.

– У нас появилась масса инструментов, но сборка еще предстоит, – говорит Соловейчик. – «Точка сборки» – это дети. Они замечательные, но мы все чаще их не слышим… Сотрудничество с детьми возможно, если с ними вести серьезный разговор, не «снижаясь» и не дистанцируясь. Дело тут не в финансировании. Если мы создадим у учителя ощущение, что он может сам строить образовательный процесс, добьемся многого.

Но пока, по мнению эксперта, этому мешает колоссальная отчетность, бумаготворчество, буквально загнавшие педагога в угол.

– Мы думаем, что отчетами фиксируем учительские успехи, а на деле разрушаем педагогический процесс. Проектная деятельность учителей очень часто формальна и не показывает истинного содержания образования.

По мнению директора Института инноваций в образовании ТГУ Галины Прозументовой, все недостатки стратегии модернизации образования – от ее административной природы:

– В административной стратегии делается ставка на финансовый ресурс. А нужна стратегия синергизма, которая основывается на неисчерпаемых человеческих ресурсах. В школах с концентрированным интеллектуальным ландшафтом рождается множество продуктивных инноваций, которые непременно дадут эффект. Взаимодействие вузов и школ – это не помощь старшего брата младшему. Только в таком взаимодействии могут создаваться разработки, которые переведут образование на более высокий уровень.

Бизнес просит креатива. И культуры…

На вопрос, чего бизнес ждет от системы образования, Константин Нотман, гендиректор ОАО «Сибэлектромотор», ответил:

– Как отец, я ставлю перед школой одну задачу: чтобы она помогла мне воспитать из моих детей хороших людей. Как работодателю мне катастрофически не хватает общей гуманитарной культуры у наших технарей.

Соглашаясь, что в последние годы наблюдается бурный прогресс в технологическом оснащении университетов, Нотман тем не менее критикует их «продукцию»:

– Даже толковые выпускники-инженеры не могут нормально вести деловую переписку. Потребуется для составления проекта быстро получить знания из смежной отрасли – опять ступор! О чем это говорит? О дефиците гуманитарного развития и отсутствии отработанной методологии получения знаний…

Тему инженерных кадров, с которыми стране предстоит совершить модернизационный рывок, подхватил проректор по международной и учебной деятельности ТПУ Александр Чучалин:

– России нужны элитные специалисты. Их подготовкой нужно заниматься: вовремя идентифицировать наиболее талантливых школьников, выстроить для них в вузе уникальные образовательные траектории. Также нужны траектории, которые позволили бы учить всех, в том числе и «слабое звено», чтобы студенты с плохой подготовкой за первые курсы смогли адаптироваться и в результате получить не худшее базовое инженерное образование, чем другие.

Такой поворот дискуссии оказался неожиданным и весьма показательным Галине Прозументовой:

– Представитель бизнеса говорит о необходимости гуманитарной подготовки, развития личности, а представитель университета – о жесткой ориентации на селекцию, отбор, разделение. Оказывается, бизнес уже другого требует, а вузы продолжают селекционировать и делать ставку на технократическую подготовку! Ясно, что договариваться о ценностях образования нам будет очень сложно…

От эгоизма к интеграции

По мнению Галины Прозументовой, главным препятствием для реализации стратегии синергетики в образовании является «поразительный эгоизм образовательных учреждений, сформированный конкурентной стратегией лидерства, выделения героев, набирающей силу повсеместно».

– В этой ситуации образовательное учреждение работает только на себя, главная задача – образование уходит на второй план, – уверена Галина Николаевна.

Но ведь договариваться все равно придется! Без взаимодействия всех уровней и форм образовательной системы, без консолидации усилий всех игроков любые самые умные реформаторские шаги превратятся в топтание на месте. Мысль не нова и уже не требует доказательств…

– Когда-то давно в Томске

(в политехническом) родилась идея создания центра международного уровня, проект был профинансирован и реализован, он был пионерным и успешным, но лег на полку, – вспоминает Александр Чучалин. – Потом у нас была возможность получить статус федерального университета при условии глубокой вузовской интеграции, но тогда вузы единодушно высказались за самостоятельность, предложив создать консорциум. Это была вторая попытка. Результат? Есть консорциум, некоторый опыт некоторого взаимодействия, в основном в научном плане, эпизодические примеры. Положительного опыта системной работы пока нет. Думаю, мы запоздали с реализацией этого проекта…

– А что мешает Томску начать формулировать документ, который бы задавал норму стандарта качества в образовании? – с репликой из зала – директор СОШ «Эврика-развитие» Людмила Долгова. – Давайте включим туда все, о чем говорим сегодня: умение думать, уход от исполнительской культуры к инициативности, гуманитарное развитие, способность работать в команде, креативность и так далее. Складывая такой стандарт качества образования, мы и получим возможность договориться о том, куда всем нам двигаться.

СКАЗАНО

Олег Пермяков, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования Федерального института развития образования:

– Я бы пожелал Томской области двигаться в том направлении, которое она для себя выбрала. Она самодостаточна, на нее ориентируется даже министр образования Фурсенко, проводя свои реформы. Потому что здесь уникальный научно-образовательный комплекс, очень много умных людей, которым просто поставь задачу – и они начинают ее очень творчески решать, их нужно лишь системно организовать.

Алексей Пушкаренко, и.о. заместителя губернатора по научно-технической и инновационной политике и образованию ТО:

– Этот форум действительно всесибирский: для обсуждения проблем и обмена опытом в Томск приехали представители всех регионов Сибири, чтобы поделиться своим опытом и, конечно, чтобы изучить томский. Томск – третий город в России, где число поступивших иногородних абитуриентов больше, чем местных. Это заставляет наши школы работать в конкурентной среде и готовить школьников для прохождения жесткого отбора. Следовательно, им ничего не остается, кроме как ориентироваться на самые современные методики и передовые технологии. При этом у нас сегодня есть достаточно успешные примеры взаимодействия различных уровней образования. Мы готовы об этом рассказывать…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − три =