Как томские студенты помогают адаптироваться иностранцам

y_c0c7KbWG0

Ушастый персонаж Эдуарда Успенского, переехав в коробке с апельсинами в другую страну, больше всего страдал не от смены климата или того, что ему приходилось жить в телефонной будке, а от отсутствия друзей. Одиночество давит даже на опытных путешественников, что уж говорить о молодых студентах, которые едут учиться в холодную Сибирь по обмену. Но для последних в нашем городе уже шесть лет работает Buddy building сlub.

Из Чехии с любовью

В Европе идея помощи в адаптации студентам из других стран существует уже давно. В Томск ее привезли два инициативных учащихся ТПУ, вернувшись из Чехии. Тогда созданный фактически на голом энтузиазме клуб развивался волнообразно, активные периоды сменялись затишьем. Сегодня волонтерская организация имеет четкую структуру, план на год и до мелочей прописанные инструкции поведения для кураторов, или «бадди» (от англ. buddy – приятель) .

– Каждый томич, ставший куратором, списывается с иностранцем в «Фейсбуке» или по электронной почте, – рассказывает нынешний президент клуба Зарина Назырова. – Узнает, нет ли у него каких-нибудь проб­лем. Это помогает наладить общение еще до приезда. А однажды у иностранца были проб­лемы с визой, он не знал куда обратиться для их решения, и если бы не вопрос от томича, то поездка могла сорваться.

Раньше представители клуба ездили в аэропорт с листами, на которых было написано «ТПУ», встречать гостей. Сейчас эту обязанность на себя взял сам университет. Теперь задача «бадди» в первые дни – провести экскурсию по городу, показать, где расположены корпуса и как до них добраться.

– Особых требований к желающим стать «бадди» у нас нет, – говорит Зарина. – Знание иностранного языка, но это скорее необходимость, а не требование. Отказывать приходится редко. Как-то раз одному из кураторов досталась девушка из Польши, и он заявил, что рассчитывал на иностранца «повыше классом». Мы сразу указали ему на дверь.

Не агентство знакомств

Пары формируются исходя из того, какой язык знает куратор. Никакого дополнительного теста на совместимость ни томич, ни иностранец не проходят. Но случаев, чтобы от «друга» кто-то отказался, в клубе не помнят. Гендерного разделения тоже нет. Бывало, что отношения «бадди» перерастали в нечто большее, и ребята теперь живут вместе.

– Только не нужно думать, что у нас агентство знакомств! – смеется Зарина. – Главное – это помощь. Если ты заблудился или не можешь объяснить что-то по-русски, то звонишь своему «бадди», и он тебе помогает.

Bаddy building club организует для иностранцев экскурсии по городу, потом проверяет их знания, устраивая соревнования по ориентированию. Много спортивных мероприятий – от футбола два раза в неделю до экзотики вроде рафтинга.

– Один парень приехал чуть ли не с целью сплавиться по алтайским рекам, – вспоминает президент клуба. – Потом с гордостью демонстрировал мне фотографии.

Одним из традиционных мероприятий стала презентация стран. Первую всегда проводят томичи – о России. Готовят что-нибудь из национальных блюд, делают видеопрезентацию. Потом эстафету перехватывают гости, в течение семестра сменяя друг друга в роли рассказчиков о культуре и обычаях своей страны.

Для изучения русского языка существует клуб Russian for Fun, где каждый желающий может прийти и поболтать на любые темы. Есть у клуба и программа тандемов, когда томские студенты, которые хотят выучить иностранный, объединяются с иностранцами, которые хотят выучить русский.

Морозы и просторы

За шесть лет работы у Зарины накопилось много историй и воспоминаний, да и наблюдений за студентами по обмену накопилось порядком:

– С испанцами нужно быть начеку – они неторопливый народ, а вот немцы – сверхпунктуальные, за них можно не беспокоиться, чехи всегда готовы поддержать любое начинание.

По ее словам, в Сибирь ребята едут за природой и экзотикой.

– Еще за просторами, – говорит Зарина и поясняет: – в том же Париже просто толпы народу, и в этой толпе растворяешься, а в нашей природе можно найти себя. Ну и, конечно, морозы. Ребята от них просто без ума, отправляют домой фотографии и видео о том, как здесь холодно.

– Отмечают и отзывчивость россиян, их готовность всегда прийти на помощь. А вот людей с этническими предрассудками у нас немного, – убеждена Зарина.

– У нас учились два парня из Зимбабве, – вспоминает она. – С одним из них гуляли по улицам города, и, естественно, он быстро начал привлекать внимание. Никто не тыкал пальцем, люди были приятно удивлены, что такой необычный человек появился у нас в Сибири. А парень явно не привык быть звездой и смущался.

Дом для друзей

В данный момент клуб получает заявки студентов по обмену только от политехнического университета.

– Но работаем мы и с ребятами из других вузов, – говорит Зарина. – Они попадают к нам по-разному: кто-то находит в Интернете, кому-то советуют друзья, с которыми мы уже работали. Мы готовы принимать заявки от всех университетов города.

Все ребята в клубе работают на волонтерских началах, у них нет никакой финансовой поддержки. Несколько лет назад они зарегистрировались как некоммерческая организация, чтобы подавать документы на различные гранты.

– Надеюсь, что решим вопросы и с помещениями, – рассказывает президент клуба. – Иногда просто не могу найти ребятам спортивный зал или аудиторию для занятий тандемами. Еще у нас давно возникла потребность в собственном офисе, чтобы туда мог прийти за помощью любой иностранец.

Впрочем, главное ребята уже сделали – подружились. А дом для друзей, как показывает пример все того же Чебурашки, они обязательно построят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + 19 =