Областной онкологический диспансер обновляет содержание и форму

каньон

Долгие годы состояние ветерана томского здравоохранения областного онкологического диспансера (ТООД) вызывало справедливую критику пациентов. Но с приходом новой команды губернатора Сергея Жвачкина в онкологической службе региона начались кардинальные перемены. О том, какие изменения произошли в ТООД, мы поговорили с к.м.н. главным врачом ТООД Львом Кудяковым.

Без очередей

– Лев Александрович, перед нашей встречей я заглянула на сайт онкодиспансера и обнаружила ваше обращение к пациентам: «Мы, сотрудники ТООД, посвящаем свои усилия, умения, знания благородному делу – излечению больных. Наша цель – помочь вам». Доброжелательный настрой врачей – это важно, но, согласитесь, успешное излечение больных предполагает и создание нормальных условий. А то хозяйство, которое досталось вам почти полтора года назад, находилось в плачевном состоянии. Как удалось изменить ситуацию?

Кудяков-ЛА– Сегодня я могу с гордостью сказать: нам не стыдно за то, что мы сделали. Поликлиника переведена на работу в две смены, теперь пациентов принимают с 07.30 до 20.00 в будние дни и с 09.00 до 15.00 в субботу. В два раза увеличено количество врачей амбулаторно-поликлинического звена. В результате этих и других мероприятий очередь на прием в поликлинику либо исчезла вовсе, либо сократилась максимум до 10 дней к некоторым специалистам.

– Визуально перемены заметила и я, например, приятно удивило отсутствие столпо-творения около регистратуры. Можно сказать, что в регистратуре, с которой начинается любое медучреждение, теперь полный порядок?

– Как во всяком работающем механизме, в регистратуре бывают сбои. Но проблемы носят рабочий, а не системный характер. Набор более чем 20 оргмероприятий, которые были проведены, поспособствовал тому, что регистратура заработала так, как нужно. Мы в два раза увеличили количество медицинских регистраторов, ввели документы, регламентирующие их работу. У каждого регистратора, а их сейчас пятеро, есть компьютер, телефон и на всех – три скоростных принтера. Оснастили регистратуру инфоматом и внедрили ноу-хау, которого нет ни в одном ЛПУ ТО, – электронную очередь. Раньше очередь в регистратуру у нас выходила на улицу, а в холле была такая теснота, что невозможно было зайти. Сейчас пациент может записаться удобным для него способом: обратившись лично, по телефону, через инфомат и через Интернет. Мы ввели новую должность старшей медсестры регистратуры, у которой в обязательном порядке должно быть медицинское образование, что позволяет ей дифференцировать поступающие обращения по уровням сложности. Приведена в порядок картотека регистратуры, сформирована телефонная база пациентов, в том числе и по номерам сотовых телефонов. Однако на этом преобразования в регистратуре не закончатся: в ближайшие два месяца на площадях, которые сейчас занимает аптека, мы оборудуем удобную современную регистратуру на уровне мировых стандартов.

– Как это будет выглядеть?

– Мягкие диваны, журнальные столики, красная линия перед регистратурой, за которую не надо переходить, общение пациента с регистратором будет проходить келейно, никто не услышит их разговора, к тому же пациент будет не стоять, а сидеть. То есть мы создадим комфортные условия для пациентов, которые и без того травмированы заболеванием.

Системный подход

– Когда вы более или менее предметно познакомились с состоянием дел в диспансере, какая картина перед вами открылась?

– Не очень оптимистичная. Проблем было множество. Амбулаторно-поликлиническое отделение работало пять дней в неделю в одну смену, некомплект специалистов составлял 50%, очереди на прием доходили до двух-трех месяцев. Планово-экономическая, бухгалтерская, кадровая службы были развалены. Укомплектованность оборудованием составляла примерно 60% от необходимого… Перечислять можно бесконечно. Предстояло пошагово восстанавливать систему оказания онкологической помощи населению области.

– Что уже сегодня ваша команда может записать себе в актив?

– Первое, что мы сделали, – это изучили успешный опыт коллег из Республики Татарстан и Алтайского края. Опираясь на опыт передовых онкологических служб России и зарубежья, совместно с Департаментом здравоохранения ТО удалось сформировать системные документы, регламентирующие стратегию и тактику развития онкологической службы ТО («Алгоритм оказания медицинской помощи онкологическим больным ТО», «Концепция развития онкологической службы ТО на 2013–2020 годы», «Положение о деятельности специалиста онкологической службы муниципального образования (врача-куратора)» и т.д.). Эти документы детально регламентируют структуру службы, обязанности участников, порядок взаимодействия, маршрутизацию пациентов, контрольные мероприятия. На всех этапах прохождения больного через учреждение наводится элементарный порядок, чтобы не было никаких задержек, ведь у онкобольных каждая минута на счету.

Поступательное движение вперед

– Лев Александрович, большая работа проделана. А какие дальнейшие перспективы развития?

– Те мероприятия, которые были проведены, привели к тому, что диспансер может принимать теперь большее число пациентов, чем раньше. Мы еще не достигли предела своих возможностей. Для дальнейшего поступательного движения вперед необходимо увеличение площадей, приобретение оборудования, привлечение кадров, создание пансионата, хосписа, реабилитационной базы и многое другое. И эта работа уже ведется. В 2013 году Томская область стала участником федеральной программы и получила возможность приобрести современное лучевое оборудование на сумму 457 млн рублей. Сейчас проведены все конкурсы, оборудование закуплено и будет монтироваться сразу на заключительном этапе строительства. Сейчас над каньоном уже возводят крышу, и в ближайшее время специалисты смогут приступить к монтажу.

В областном онкологическом диспансере осуществляется переход на кластерный метод работы, обеспечивающий преемственность между стационаром и поликлиническим подразделением. Сформированы четыре группы: хирургическая, урологическая, гинекологическая, химиотерапевтическая. Организованы три новых отделения – химиотерапии и лучевой терапии, патолого-анатомическое отделение.

 Отремонтированы два и ведется ремонт еще двух зданий онкодиспансера, что не выполнялось много лет. Оборудованы и введены в эксплуатацию две операционные и реанимация, две смотровые. На всех объектах проложены малоточные сети: Интернет, телефон. Все рабочие места компьютеризированы и телефонизированы. За год приобретено медицинское оборудование более чем на 20 млн рублей. Заканчивается замена всех медицинских кроватей, матрасов и тумбочек в стационарах. Оборудованы рекреационные зоны в радиологическом отделении и дневном стационаре. Всего приобретено свыше 500 единиц медицинской и служебной мебели и оборудования.

Комментарии

Чингис Акатаев, заместитель губернатора ТО  по социальной политике:

Акактаев– Укрепление материально-технической базы онкологической службы ведется по трем направлениям. Во-первых, на областные средства уже строится каньон. Это объект седьмого уровня защиты, где будут осуществляться все радиологические процедуры. Кроме того, принято принципиальное решение о строительстве хирургического корпуса на 120 больничных коек и поликлиники с посещением 200 человек в смену. В марте заканчивается работа с проектно-сметной документацией и начинается сама стройка, рассчитанная примерно на три года. Третье направление – создание ПЭТ-центра, что поз-волит осуществлять раннюю диагностику, чего на территории региона не было вовсе. Таким образом, вся онкологическая служба области наконец будет размещена компактно и переведена на современный уровень.

Ольга Кобякова,  начальник Департамента  здравоохранения ТО:

Кобякова– Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию в онкологической службе, необходимо укрепить материально-техническую базу и коренным образом изменить подходы к оказанию медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями. Так, впервые за 20 лет нами совместно с НИИ онкологии был разработан и утвержден «Алгоритм оказания медицинской помощи онкологическим больным ТО», в котором четко представлена трехуровневая система организации онкологической помощи. Для каждого этапа и его участников определены функции и задачи, четко прописаны сроки диагностических мероприятий. Благодаря внедрению данного алгоритма каждый пациент с онкологическим заболеванием независимо от места его проживания на территории Томской области взят на контроль онкологическим диспансером, специалисты которого четко отслеживают маршрутизацию пациентов. Два раза в месяц департамент здравоохранения в формате видеоконференции проводит рабочие совещания с участием руководителей всех лечебно-профилактических учреждений Томской области, где контролируется исполнение данного алгоритма, разбираются запущенные случаи онкологических заболеваний. Начат процесс возрождения онкологической службы в районах. Расширена сеть смотровых кабинетов, созданы и готовятся к открытию первичные онкологические отделения в семи районах Томской области, для которых уже обучены специалисты и приобретено необходимое медицинское оборудование на сумму более 22 млн рублей. Это позволит сделать доступной онкологическую помощь для жителей районов и повысить раннюю выявляемость онкологических заболеваний. Проведенная в 2013 году работа по реорганизации онкологической службы региона уже принесла первые результаты. Смертность жителей Томской области от новообразований снизилась на 3% по сравнению с 2012 годом.

1-регистратура

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + 4 =