Останутся ли троллейбусы и трамваи в Томске

Статей на сайте: 129

trollejbusy

«Томские новости» продолжают держать тему состояния городского транспорта под особым контролем. Выстроив в Томске новую маршрутную сеть, городские власти переключили свое внимание на другие виды пассажирского транспорта. Будущее троллейбусов и трамваев недавно обсуждалось за круглым столом в мэрии. Создана специальная рабочая группа. В нее вошли депутаты Думы Томска, представители мэрии, градостроителей и общественности.

Субсидии не спасают?

– Развитие пассажирского транспорта важно для всех томичей. Насколько качество услуг перевозок соизмеримо с ценой и безопасностью? Кто сможет их обеспечить: муниципальное предприятие, частные перевозчики либо смешанные формы? – такой круг вопросов обозначил в начале заседания, посвященного муниципальному электротранспорту, мэр Томска Иван Кляйн.
Для начала о состоянии дел в Трамвайно-троллейбусном управлении рассказал директор предприятия Григорий Шульгин. Его выступление изобиловало цифрами и многочисленными примерами.
По словам руководителя ТТУ, по итогам прошлого года предприятие получило выручку 250 млн рублей. При объеме субсидии 241,6 млн рублей. Затраты предприятия растут опережающими темпами, потому что выручка покрывает лишь половину необходимой себестоимости.
– В этом году ситуация усугубится в связи с ростом тарифов на электро­энергию, – прогнозирует Григорий Шульгин. – Раньше они повышались не так быстро – на 2–2,5% в год. Январь – февраль 2017 года показывают рост на 12%, для нас это дополнительные 3 миллиона рублей. Плюс в этом году нужно оснастить 100 единиц подвижного состава камерами видеонаблюдения, каждая стоит 300 тысяч рублей.
В 2017 году ТТУ уже получило субсидию в 200 млн рублей, но все равно окажется в минусе. Для решения текущих вопросов руководство предприятия оформило трехгодичный кредит на 105 млн рублей. Только на содержание трамвайных путей необходимо 75 млн, а на электросетевое хозяйство (строительство тяговой подстанции и замену контактной сети) – не менее 25 млн.

Кто поедет за 30 целковых?

В последние пять лет объемы перевозки пассажиров в электротранспорте падают. Дело в том, что ТТУ начинало работать с беспрецедентно низкого тарифа – 7 рублей. Потом было два повышения, отпугнувшие часть пассажиров: с 7 до 10 и с 10 до 15 рублей. Последнее – 1 января 2017 года – до 16 рублей. Оно практически не сказалось на выручке. Изменился и порядок расчета по ЕСПБ: в 2,5 раза упало возмещение расходов по этой статье.
По словам Шульгина, для эффективного развития предприятия – обновления инфраструктуры и подвижного состава – стоимость проезда необходимо увеличить вдвое. Но, по мнению большинства участников круглого стола, ТТУ и так не выдерживает конкуренции с частными перевозчиками. Кто же поедет за 30 руб­лей при сегодняшних интервалах движения?

Маршрут заказан?

В ходе круглого стола прозвучали различные предложения. В том числе о приватизации ТТУ и даже об увеличении субсидий из городской казны. Побороться за пассажиров можно, к примеру, сконцентрировав силы на трех троллейбусных маршрутах вместо шести. В прошлом году сошел с карты Томска маршрут №?8.
Но главное – соблюдать графики. Из-за неравномерных интервалов людям приходится порой по 40 минут стоять на остановках. Григорий Шульгин пытался уверить критиков в том, что многое за последнее время изменилось и часовые ожидания остались в прошлом. Но его слова потонули в общем шуме. Интересно, приступая к обсуждению столь больного, по словам градоначальника, вопроса, кто-нибудь из экспертов проехал хотя бы одну остановку на трамвае или троллейбусе?
Депутат Елена Телкова поинтересовалась, как повлияло изменение маршрутной сети на выручку ТТУ.
– С начала года часовая выручка на всех маршрутах выросла на 12%, а где-то и на 20%, – Григорий Шульгин явно был готов к этому вопросу. – С 1 января троллейбус «семерка» провез на 40% пассажиров больше – взамен 27-го маршрутного автобуса. Рост в 7% отмечен на маршруте №?3. Но сегодня на линию выходят 62 троллейбуса на шесть маршрутов. Любой перевозчик скажет, что менее 20 единиц – это не маршрут.
У трамваев проблем не меньше: возраст подвижного состава, состояние рельсов… Кроме улицы Розы Люксембург, аварийными считаются все пути. Есть участки, где рельсы не менялись со времени их прокладки. Это влияет и на качество, и на скорость, и на технологические отказы.

Барин нас рассудит?

В течение совещания Иван Кляйн пытался донести до всех экономический аспект проблемы:
– Чем больше мы будем вкладывать в это предприятие, тем больше будем генерировать убытки. Решение вопроса зависит только от одного параметра – повышения тарифа. Если увеличиваем, тогда реально вести речь и о развитии, и покупке новых единиц техники. Пока же муниципальный транспорт перево­зит менее 20% пассажиров, остальных – частные компании.
Итогом совещания стало решение о создании специальной рабочей группы. Его можно назвать промежуточным. Теперь нужно дождаться вердикта этой рабочей группы.


Быть или не быть муниципальному транспорту в Томске? — мнения экспертов

Владимир Резников, генеральный директор ООО «Горсети» депутат областной Думы:
– Неправильно делать трагические выводы по электротранспорту. Сокращать можно все. Но город-то развивается. Мегарайон в Зеленых Горках чего стоит! А муниципальный транспорт туда не заходит. Мы для чего поставили троллейбусные опоры на Обручева? Почему ретейлеры доходят до своих покупателей, а мы нет?

Александр Цимбалюк, заместитель мэра ­:
– Мы решаем вопрос развития электротранспорта при наличии муниципального долга в 64%. Для сокращения долга нам нужны профицитные бюджеты, а для это необходимо принять волевое решение.

Алексей Козявкин, представитель сообщества ­ «Умный транспорт Томска»:
– Любой вид транспорта – это инструмент, которым нужно правильно пользоваться. Мы готовы принять участие в совместной работе. Мы проанализировали более 40 европейских агломераций, сравнимых по населению с Томском, и пришли к выводу, что электротранспорт хорошо показывает преимущества городов и прячет недостатки.

Илья Леонтьев, депутат Думы Томска:
– Трамвай и троллейбус в Томске необходимо сохранить. Нужно разруливать маршруты и участвовать в федеральных программах по поддержке муниципального транспорта.

Елена Телкова, депутат Думы Томска:
– Сегодня многие говорят об экологии и о том, в каких условиях проживаем мы и наши дети. 15% вредных выбросов в атмосферу приходится на автотранспорт, работающий на бензине. Электрический транспорт нужен – это направление семимильными шагами развивается в мире, мы не должны плестись в хвосте. Согласна, денег не хватает, но необходимо смотреть вперед и думать о будущем поколении, без субсидий горэлектротранспорту не обойтись.

Николай Мозель, председатель городской организации ветеранов:
– Старшему поколению глубоко безразлично, кто его будет перевозить. Главное, чтобы услуга эта была качественной.

Игорь Морозов, депутат Думы Томска:
– 12–13 лет назад, когда бастовали маршрутники, требуя поднять тарифы, мы вернулись к вопросу развития городского транспорта. Как альтернативный вид для населения его нужно сохранить.

Сергей Панов, председатель Думы Томска:
– Опыт других городов показывает, что здесь нет единственно верного решения. Один из вариантов – сконцентрировать троллейбусы на более загруженных маршрутах, где нужно перевозить поток пассажиров вместительным транспортом. Другие же направления, где движение троллейбусов нерентабельно, обеспечить автобусным транспортом.
Трамвай во всем мире признан самым скоростным транспортом. При правильном планировании он решает многие проблемы. Думаю, рабочая группа внимательно рассмотрит все вопросы и представит к июню консолидированное мнение о том, в каком направлении нужно развивать электротранспорт.

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

33 − 23 =