Перекличка эпох: Марк Райзман

Марк Райзман (1937–1998)

Родился в Казахстане. Учился в средней школе в пос. Кировском, которую окончил в 1954 году с серебряной медалью. Поступать решил в ТПИ (сейчас – НИ ТПУ) на радиотехнический факультет. В 1959-м получил диплом с отличием. После чего вплоть до 1961 года работал в научно-исследовательском центре при вузе.

Затем судьба повернулась в сторону военно-промышленного комплекса. Молодой специалист сначала стал старшим инженером, потом начальником лаборатории, а после ему доверили руководство отделом. В 1966 году назначен руководителем конструкторского бюро радиотехнического завода, в 1972-м ставшего самостоятельным предприятием – ОКБ «Регистрирующая аппаратура». А в 1993-м ОКБ было преобразовано в ОАО «Реатон», которое Марк Райзман возглавлял вплоть до 1998 года.

Под его руководством и при непосредственном участии была внедрена в серийное производство и принята на вооружение военная техника радиотехнического профиля – такие модели, как «Росток», «Стронций», «База», «Баскунчак», «Байкал», «Арал», «Кабарга», «Смельчак» и другие.

С 1970 по 1998 год Марк Райзман активно участвовал и в разработке товаров народного потребления, в частности аудио- и видеоаппаратуры («Томь», «Вега», «Нерль», «Комета» и др.), а также медицинского оборудования.

Марк Райзман – лауреат Госпремии СССР (1978 год). Он награжден медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда». Решением Томской городской думы от 2 июня 1998 года Марку Михайловичу посмертно присвоено звание почетного гражданина города Томска.

Махир Рустамов, депутат Думы города Томска

 

Махир Рустамов, депутат Думы города Томска:

– Если бы мне довелось писать биографию Марка Райзмана, я бы назвал ее точно так, как Лев Толстой свою эпопею – «Война и мир». Почему? Потому что Марк Михайлович был прежде всего талантливейшим радиофизиком и великолепным организатором производства. Он мог применить свои таланты везде – и в разработке военной техники, и в изобретении товаров народного потребления. Работая на нужды военно-промышленного комплекса, он в результате создал новое направление этого производства.

С приходом перестройки казалось: все рушится. Но Марк Михайлович не растерялся и стал переориентировать предприятие на товары народного потребления. Сейчас этому обучают специально, а Райзману пришлось идти путем проб и ошибок. Но рисковать было нельзя, поэтому, чтобы научиться жить в условиях новой экономической ситуации, он организовал ряд зарубежных командировок – в США, Японию, Германию. Для этой же цели постоянно повышал образовательный уровень, изучал теорию управления, мировую экономику и другие дисциплины.

Совместно с Министерством обороны Марк Михайлович предложил антикризисную программу, суть которой заключалась в том, что предприятия оборонного комплекса должны были объединиться с научными организациями для получения зарубежных инвестиций.

А для своего предприятия Райзман нашел такой выход – закупил импортные узлы, на базе которых стал производить радиоаппаратуру высокого качества по приемлемым ценам. Эффект был потрясающим – когда разваливалось все, что можно, «Реатон» выжил! И не просто выжил, а развивался, имел прибыль.

По многочисленным свидетельствам друзей и коллег Райзмана, он боялся потерять не столько само производство, сколько коллектив. Говорят, что он был внимателен к каждому, доброжелателен и открыт в общении. И очень не хотел, чтобы молодые специалисты-радиофизики от безденежья уходили торговать на рынок. Поэтому и старался всеми силами держать производство на плаву.

И, надо сказать, его достижения были оценены на достаточно высоком уровне. В середине 1990-х в Омске состоялась первая в России открытая выставка вооружения, военной техники и конверсионной продукции. По ее итогам предприятие Марка Михайловича получило диплом «За успехи в разработке конкурентоспособной конверсионной продукции».

Будучи загруженным научной, производственной и организаторской работой, Райзман не забывал и об общественной деятельности. Например, являлся жертвователем фонда им. Ф. Перегудова. Также активно выступал в печатных изданиях, принимал непосредственное участие в работе многих общественных и учебных организаций Томска.

Совсем немного не дожил Марк Михайлович до присвоения ему звания почетного гражданина Томска, не увидел он и мемориала своего имени в ТУСУРе. Но, сдается мне, что такой человек жил и работал не ради славы и почестей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × три =