30 пар близнецов из Томска со 2-го по 11-й класс вместе с родителями собрались в ТГУ на научно-образовательный фестиваль. Таким образом ученые решили отметить день рождения Российского школьного близнецового регистра и рассказать о нем.
Два года назад Томский гос-университет выиграл мегагрант, который позволил организовать лабораторию когнитивных исследований и психогенетики на базе факультета психологии и начать работу по созданию близнецового регистра. Такой базы данных в России еще не было, томичи в этом деле являются пионерами. Поскольку регистр будет всероссийским, томская лаборатория выступает в качестве координатора проводимых в регионах исследований.
Для себя и для науки
Людмила и ее дочки-близнецы Настя и Кристина – одни из участников близнецового проекта.
– Мне хочется больше знать о моих девочках, тем более что в нашей семье по маминой линии через поколение рождаются близнецы, – говорит Людмила.
Томский регистр пока насчитывает 84 близнецовые пары. Районы области еще предстоит охватить.
– Близнецов, которые не вошли в регистр, пока больше тех, которые вошли. Собственно для этого мы и проводим фестиваль, чтобы как можно больше людей узнало о нашем проекте, – рассказывает Алена Бойко, координатор Российского школьного близнецового регистра по Сибирскому региону.
Первые исследования в Томске начались в прошлом году. В них участвовали близнецы-старшеклассники. Изучались мыслительные процессы детей, такие как память, скорость обработки информации, математические способности и т.д. В этом году тестирование продолжится у детей всех возрастов в разных формах: это и компьютерные тесты, и опросники, и интервью, и работа с родителями.
На базе регистра планируется осуществить десятки научных проектов. Например, уже сейчас изучается феномен так называемой математической тревожности.
Очень многие люди испытывают страх, тревогу и нервозность при выполнении математических заданий, исследование наших ученых направлено на понимание этих процессов.
Сотрудники лаборатории заверяют, что вся полученная информация строго конфиденциальна, она хранится в отрыве от персональных данных участников проекта под специально закодированными индентификационными номерами.
В российский регистр на данный момент вошло 3 тыс. пар близняшек. Ученые ставят задачу включить в него как можно больше таких детей, ведь в России насчитывается более 40 тыс. школ, в каждой из которых обучается до трех и больше пар близнецов. Специалисты подчеркивают, что именно такое масштабное исследование принесет огромную пользу мировой науке.
Сбор данных сейчас ведется в нескольких десятках регионов. Южные регионы и территория Дальнего Востока пока остаются вне проекта.
Вклад генов и среды
– Во всем мире уже созданы близнецовые регистры, которые занимаются самым широким спектром человеческого развития, от медицинских заболеваний до общего детского развития, – рассказывает о цели исследований Юлия Ковас, специалист по поведенческой генетике из Великобритании, руководитель созданной в Томске лаборатории.
В течение 9 лет она работает в большом близнецовом проекте в Великобритании, который продолжается уже 18 лет, и ведет с рождения одну и ту же выборку английских близнецов, включающую в себя 10 тыс. пар.
Российский проект, по ее словам, дополняет знаменитое британское исследование и будет заниматься развитием отечественного образования.
А близнецовый метод, утверждают ученые, является уникальным с точки зрения понимания законов, по которым развивается человек, и они пытаются получить ответ на вопрос, чем обусловлены индивидуальные различия между детьми в мыслительной деятельности, способности к обучению, мотивации к образованию и т.д.
– Путем сравнения близнецов мы можем объяснить, какой вклад в развитие этих процессов вносят гены, какой вклад вносит среда и как они взаимодействуют друг с другом в этих сложных процессах, – объясняет Юлия Ковас.
Конечной целью создания близнецового регистра является подбор образовательных методов под индивидуальные особенности каждого ребенка. Сотрудники лаборатории уверены, что в будущем система образования изменится коренным образом.
– Мы еще очень далеки от конкретной индивидуализации, но это не значит, что она не может быть достигнута, – считает Юлия Ковас.
Российский школьный близнецовый регистр, по ее мнению, поможет не только принести новые знания мировой науке, но и оптимизировать эти знания в российских условиях.
Сотрудники лаборатории надеются, что проект будет долгосрочный. Они планируют вести одних и тех же детей на протяжении многих лет. Опыт мировой практики показывает, что самые ценные знания мы получаем в результате самых продолжительных исследований.
Узнать подробности о близнецовом проекте и о том, как стать его участником, можно на сайте http://www.protwins.ru.