Социальное сиротство: главное – не замалчивать

В решении социальных проблем интеграция профессий неизбежна, убеждены в медицинском университете

24–26 ноября факультет клинической психологии, психотерапии и социальной работы СибГМУ организует всероссийскую научно-практическую конференцию «Проблемы и профилактика социального сиротства». Место проведения конференции не случайно: вопреки расхожему мнению в медицинском университете занимаются не только проблемами здравоохранения.

Александр Корнетов, декан факультета:

– Несмотря на то что социальная работа как специальность, казалось бы, не имеет прямого отношения к медицине, западный опыт говорит о том, что интеграция профессий, направленных на работу с людьми, неизбежна. Она становится наиболее эффективной, если основывается на биопсихосоциальном подходе. В этом смысле наш ректор Вячеслав Новицкий оказался очень дальновидным: в начале нового тысячелетия он поставил задачу развернуть в медуниверситете подготовку по образовательным программам психологического и социального направления. В 2003-м была открыта специальность «клиническая психология», в 2004-м – «социальная работа». Уже тогда Новицкий говорил, что мы должны готовить специалистов по социальной работе, ориентированных прежде всего на здравоохранение. Хотя в далеком 2003-м он не мог знать, что в 2011-м будет принят новый госстандарт, в котором образование бакалавров и магистров по социальной работе разделят на профили, и одним из профилей станет здравоохранение.

Этим отчасти предопределен широкий спектр тем, заявленных на предстоящей конференции. Ведь кроме общих вопросов социального сиротства и его профилактики предполагается широкое обсуждение социально-медицинских аспектов этого явления. Замечу, что наши студенты в рамках курсовых и дипломных проектов исследуют темы психологии развития, семьеведения, девиантного поведения, тесно взаимосвязанные с проблемой социального сиротства. Под руководством опытных преподавателей студенты осваивают новые социальные технологии на практике в профильных учреждениях Томска, они работают с приемными семьями, участвуют в проведении летних смен для трудных подростков, занимаются профилактикой наркозависимости в различных целевых группах молодежи и т.д.

Любовь Сысоева, заведующая кафедрой социальной работы, социальной и клинической психологии, доктор философских наук, профессор:

– Проблема социального сиротства – очень острая и животрепещущая. Дети-сироты при живых родителях – это порождение социально-экономического и морально-этического неблагополучия, охватившего страну в конце XX века. Сегодня в России 800 тысяч сирот, 83% из них – социальные. Причин у этого тяжелого недуга общества много. Алкоголизм. Наркомания. Безработица. Сегодня даже выпускники вузов не всегда могут найти работу. А воспитанники детских домов тем более. Первые зачастую не торопятся обзаводиться потомством. Вторые не знакомы с моделью создания полноценной семьи и нередко воспроизводят ситуацию, отказываясь от детей, и те пополняют армию социальных сирот. Дезадаптированы родители – дезадаптированы дети. Это целый клубок взаимосвязанных проблем.

Замечу, что социальное сиротство присуще не только России. Нет ни одной идеальной страны, в которой все было бы хорошо. Но там есть фонды по работе с социальными сиротами. Нам тоже нужно развивать фонды, другие общественные организации для решения проблемы, а не замалчивать ее. Со своей стороны мы стремимся готовить таких специалистов, которые смогут поднять социальную работу на качественно новый уровень и повлиять на формирование институтов гражданского общества.

 

Социальной важности!

В Минздравсоцразвития России впервые создается учебно-методическое объединение по социальной работе в здравоохранении. Декану Александру Корнетову предложено войти в его состав.

Статфакт

По прогнозам департамента по вопросам семьи и детей ТО, число детей-сирот и оставшихся без попечения родителей в ближайшее время достигнет в области 2,5 тыс. человек.

Детям-сиротам, воспитывающимся в казенных заведениях, присущи:

– трудности в общении;

– непонимание материальной стороны жизни;

– инфантилизм, замедленное самоопределение;

– неспособность к сознательному выбору своей судьбы;

– перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения;

– неуверенность в себе, своем будущем.

(Из курсовой работы «Социальное сиротство» студента ФКПП и СР Алексея Жуварова).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *