Столичный блеск томской архитектуры

Совместный проект администрации г.Томска и газеты «Томские новости»

Бактериологический институт

Вирион

 

Здание бактериологического института Фортунат Гут построил в стиле модерн в 1906 году, и до сих пор там работают бактериологи (сейчас в здании расположено НПО «Вирион»)

Исторический центр города застраивался по проектам петербургских архитекторов и их учеников

«Томские новости» продолжают цикл публикаций, посвященных 410-летию со дня основания города Томска. Наши эксперты – историки, архитекторы, руководители города и специалисты в разных сферах городского хозяйства – рассказывают о том, как рос и развивался город от основания Томского острога до наших дней. Каждая статья посвящена какой-нибудь одной теме – застройке города, архитектурному облику, развитию транспорта, промышленности, коммунальной инфраструктуры, образовательного комплекса…

21 мая Томск отметил 160-летний юбилей знаменитого томского архитектора Константина Лыгина, благодаря которому исторический центр города обрел свой неповторимый облик. Как развивалось каменное строительство Томска? Какие архитектурные стили и какие зодчие оказали на него наибольшее влияние? Как городская власть сохраняет исторические здания и следит за современной застройкой? Об этом рассказывают эксперты «ТН» доцент кафедры археологии и исторического краеведения ТГУ Ольга Богданова и первый заместитель мэра Томска Евгений Паршуто.

 Барочные храмы

Первым каменным строением в Томске стала кладовая, возведенная на территории крепости на Воскресенской горе в 1706 году. Сейчас от нее сохранился только фундамент. В том же веке на Духовской улице (ныне ул. Карла Маркса) каменный дом построил себе один из томских купцов. Этот дом до нашего времени не сохранился.

– Более масштабное каменное строительство в Томске началось в конце XVIII – начале XIX веков, – рассказывает Ольга Богданова. – Вместо деревянных церквей томичи по разным причинам возводили каменные (чаще всего из-за пожаров). Как правило, когда завершалось строительство главного придела, храм освящался и в нем начинали проводить богослужения. Поэтому дата освящения церкви одновременно считается и датой ее постройки.

Первый каменный храм был заложен в 1776 году на территории Алексиевского монастыря. В 1789 году эта церковь (Иконы Казанской Божией Матери) была освящена.

В 1777 году на главной площади города, Базарной (ныне пл. Ленина), недалеко от сгоревшей деревянной была заложена каменная Богоявленская церковь, которая сейчас является кафедральным собором. В 1784 году храм уже стал действующим.

В 1788 году была освящена Духосошественская церковь, построенная на месте сгоревшей деревянной на Духовской улице (ул. Карла Маркса). До наших дней эта церковь не сохранилась.

В 1785 году была заложена Благовещенская церковь, освятили ее только в 1806 году. Она располагалась на Благовещенской площади (ныне пл. Батенькова) и долгое время выполняла функцию кафедрального собора.

Наконец, в 1803 году была освящена Воскресенская церковь, которая и поныне стоит на Воскресенской горе и является ее доминантой.

Все эти церкви строились в стиле барокко, это был первый архитектурный стиль, пришедший в Россию из европейского зодчества.

Классицизм

По-настоящему эпоха каменной архитектуры в Томске началась в 1804 году, когда город стал цент-ром огромной губернии, в которую входили нынешняя Томская, Новосибирская и Кемеровская области, Алтайский край, часть Красноярского края и северо-восток Казахстана.

– Губернский город должен был соответствовать своему новому статусу столицы огромного края, – поясняет Ольга Богданова. – Поэтому в Томске начинается строительство каменных зданий в стиле классицизма. В первую очередь строились административные здания, в которых располагались органы управления.

Отличительными чертами классицизма является простота, ясность и геометризм форм, выраженный симметричными фасадами зданий с отчетливо выраженным центром, строгими линиями и нечетным количеством окон. Архитекторы классицизма взяли за образец величественную простоту, внушительность и изя-щество античной архитектуры. Все классицистические здания в Томске возводились по присланным из Петербурга образцовым проектам столичных зодчих.

Первым было построено здание магистрата на Базарной площади, его строительство завершилось в 1812 году. Сейчас на этом месте стоит новое здание, частично копирующее архитектурный облик своего предшественника (там расположены отель «Магистрат» и ресторан «Пармезан»).

Затем было построено большое здание присутственных мест (ныне СФТИ), его постройка завершилась в 1842 году. В этом здании располагались основные органы управления губернией.

В том же, 1942 году построил свой знаменитый особняк золотопромышленник Иван Асташев, в котором потом располагалась резиденция томских архиереев, а в настоящее время областной краеведческий музей.

В 1850-е годы на Дворянской улице (ныне ул. Гагарина, 2) построил свой дом крестьянин Иванов. Сейчас на этом месте стоит новое здание, выполненное в той же стилистике, что и реальный исторический памятник.

Большое количество каменных домов было построено в районе Пески (современные пл. Ленина, ул. Карла Маркса, пр. Ленина), где возникли целые кварталы классицистических зданий.

В эпоху классицизма в Томске творили такие архитекторы, как Петр Раевский (в 1800 году окончил в Петербурге Академию художеств, в 1810–1817 годах занимал должность томского губернского архитектора, руководил строительством здания присутственных мест), Алексей Деев (в 1809 году окончил инженерно-артиллерийский кадетский корпус, работал губернским архитектором в Томске в 1817–1826 годах, построил особняк Асташева).

Эклектика

Во второй половине XIX века господствующим архитектурным направлением в Томске становится эклектика, которая характеризуется смешением стилей, дает простор для фантазии. Одним из первых эклектичных зданий стал дом купца Самохвалова в самом начале Магистратской улицы (ныне ул. Розы Люксембург, напротив НИИ курортологии).

– Интересным было кирпичное направление в эклектике, когда кирпичная поверхность не оштукатуривается, – говорит Ольга Богданова. – В этом стиле было построено много казарм, больниц, магазинов, учебных заведений.

Эклектичные здания строили в Томске Павел Наранович (окончил институт гражданских инженеров) и Владимир Хабаров (окончил Российскую академию художеств). Они часто работали в соавторстве, например, вместе построили дом генерал-губернатора (ныне Дом ученых), возвели верхнюю часть дома купца Гадалова (возле мэрии, сейчас там расположено «Сибирское бистро»).

Павел Наранович построил театр Королева – одно из самых интересных зданий города, оно находилось на Московском тракте, сгорело во время черносотенных погромов. Он же построил бесплатную библиотеку (впоследствии кинотеатр имени И. Черных на ул. К. Маркса). Наранович был основным руководителем строительства комплекса зданий Томского императорского университета (частично по проектам петербургских архитекторов, частично по своим).

По проекту Хабарова была построена церковно-приходская школа (ныне музей «Следственная тюрьма НКВД»).

 Эпоха Лыгина и модерна

В начале XX века в Томске становится популярен стиль модерн, который считался тогда очень современным и отличался игрой объемами. Архитектурный облик города в это время определяли такие зодчие, как Фортунат Гут (построил главный корпус пединститута, здание бактериологического института), Товий Фишель (здание мучного корпуса на Базарной площади, ныне пл. Ленина, 14).

Самым крупным зданием стиля модерн стал пассаж купца Второва (ныне магазин «Тысяча мелочей»). На втором и третьем этажах этого здания располагались номера фешенебельной гостиницы «Европа». Имя автора данного проекта до сих пор не известно.

Однако самым известным и плодовитым томским архитектором стал блестящий выпускник Академии художеств Константин Лыгин, получивший после окончания учебы высшую степень аттестации – звание классного художника первой степени.

По его проектам и зачастую под его руководством были построены такие памятники архитектуры, как здание торгового дома «Евграф Кухтерин и сыновья» (здание администрации г. Томска), Общественное собрание (Дом офицеров), аптека фирмы «Штоль и Шмидт» (Губернская аптека), дом Флеера (центральный ЗАГС), здание окружного суда на площади Соляной (областной суд), здание коммерческого училища (второй «красный» корпус ТГАСУ), торговый дом Голованова (гастроном «Нижний» и Дума г. Томска), дом купчихи Орловой (здание Художественного музея).

По проектам Лыгина было построено множество зданий и в других городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.

– Лыгин был архитектором столичного уровня, активно участвовал во всевозможных конкурсах, публиковался в ведущих профессиональных журналах «Зодчий», «Мотивы русской архитектуры», «Хозяйственный строитель», после революции – в журнале «Советская архитектура», – рассказывает Ольга Богданова.

Последним творением Лыгина стал Каменный мост через Ушайку, построенный в 1916 году. После революции томский зодчий ничего не строил, до 1930 года преподавал в технологическом институте. О последних годах его жизни известно мало, умер он в 1932 году в Томске.

Неоклассицизм

В 1910-е годы в Томске стал активно развиваться неоклассицизм, основанный на возврате к классическим формам, но на новом, более современном уровне.

В этом стиле Товий Фишель построил здание городского ломбарда (архив Томской области на ул. К. Маркса), архитектор Павел Федоровский возвел здание дома Смирнова (один из корпусов НИИ онкологии в пер. Кооперативном) и Мариинскую женскую гимназию (школа № 3). Он же по собственному проекту построил горный корпус технологического института (первый корпус ТПУ на пр. Кирова).

Шедевром томского неоклассицизма стало здание Научной библиотеки ТГУ, построенное по проекту петербургского архитектора Льва Шишко.

Фортунат Гут в стиле неоклассицизма возвел второе общежитие для студентов университета (клиника им. Савиных). А по проекту столичного архитектора академика Роберта Марфельда были построены главный, химический и физический корпуса технологического института. Но главным строителем этих корпусов был Фортунат Гут.

Почти всех зодчих, по чьим проектам в дореволюционном Томске строили каменные здания, объединяла принадлежность к петербургской архитектурной школе. Именно поэтому исторический центр Томска, особенно в районе пр. Ленина, так похож на кусочек Невского проспекта и других старых улиц Санкт-Петербурга.

Нешедевральное строительство

В советское время строительство домов по оригинальным авторским проектам фактически прекратилось. Все силы строительной отрасли были брошены на выполнение одной главной задачи: возведение максимального количества жилья с минимальными затратами. Поэтому здания возводились по типовым проектам, созданным центральными проектными организациями СССР для массового строительства по всей стране.

Некоторым исключением стали здания советского классицизма (он же «сталинский ампир») – 10-й корпус политехнического университета в начале пр. Ленина, суд на пл. Батенькова, дома культуры ТПИ и ТЭМЗа, здание КГБ на пр. Кирова.

Томск стал все больше походить на все остальные города Советского Союза, свою оригинальность он сохранял только благодаря дореволюционным постройкам.

В постсоветское время для архитекторов вроде бы настала свобода творчества, у них вновь появилась возможность возводить здания на заказ по собственным авторским проектам. Однако какого-то всплеска архитектурной мысли в Томске не получилось. Город заполонили безвкусные краснокирпичные особняки «новых русских». А несколько новых оригинальных зданий, например административно-торговые центры «Биг-Сити», «Аврора», «Статус», вызвали неоднозначную реакцию томичей – от восторга до полного неприятия.

По мнению Ольги Богдановой, в советской архитектуре были утрачены некоторые традиции дореволюционной архитектурной школы.

– Подобно тому, как врач должен хорошо знать анатомию, так архитектору нужно знать конструкцию, чтобы понимать, как правильно построить здание, – пояснила Ольга Богданова. – Дореволюционные архитекторы таким знанием обладали, чувство конструкции воспитывалось у них еще во время учебы.

Сохранить нельзя разрушить

Запятую в этой фразе администрация Томска решила поставить после слова «сохранить». По словам первого заместителя мэра Евгения Паршуто, в ближайшие годы в Томске начнется глубокая реконструкция исторического центра.

– Это касается не только деревянной, но и каменной архитектуры. Это особо ценное наследие, которое мы не сильно замечаем на фоне программы сохранения деревянного зодчества, – говорит Евгений Паршуто. – Но это действительно очень ценная архитектура, имеющая множество разных стилей. Все, кто к нам приезжает, отмечают, что у нас совершенно уникальный проспект Ленина с его шикарными фасадами. Есть улицы, вообще похожие на Швейцарию, например Обруб. Но все эти места нужно обустроить совершенно по-новому. Надо создавать паспорта фасадов, менять колористику у города, элементы рекламы и дизайна на фасадах. Эту огромную работу мы начинаем уже в этом году.

В 2014 году городская администрация за счет городского бюджета планирует капитально отремонтировать фасады порядка 40 муниципальных зданий. И около сотни зданий, принадлежащих области, Федерации и частным структурам, должны привести в порядок их владельцы.

Состояние фасадов по поручению мэра Томска Ивана Кляйна обследуют сотрудники санитарной милиции. В центральной исторической части города они уже осмотрели 133 здания, расположенных на пр. Ленина (от «1000 мелочей» до площади Новособорной), на набережной р. Ушайки, на пл. Батенькова, в пер. Нахановича, на ул. Беленца, а также Гагарина, 7. Собственники зданий получили предписания о необходимости до сентября 2014 года привести фасады в нормальное состояние.

– В этом году в рамках 410-летия Томска, Года культуры и фестиваля «Столица российского дизайна» в нашем городе будет проходить множество мероприятий, мы будем принимать гостей из разных стран. И хотим, чтобы они увидели красоту томских зданий, – пояснил Иван Кляйн. – Кампания по приведению фасадов в порядок – это лишь часть работы, которую мы будем вести, чтобы улучшить облик Томска и сделать его более привлекательным, выразительным и комфортным для жителей. Но нам необходима помощь общественности и бизнеса. Считаю, что собственники зданий должны откликнуться на наш призыв и привести фасады в порядок.

В постсоветское время в Томске уже были удачные опыты восстановления разрушенных памятников архитектуры. Например, томичи смогли полностью воссоздать часовню Иверской иконы Божией Матери (на пл. Ленина). В 1930-е годы ее снесли большевики, позднее на этом месте они поставили памятник Ленину. Но при сносе часовни кто-то сфотографировал ее со всех четырех сторон и вложил фотографии в конверт, который хранился в архивном деле о сносе часовни.

По словам Евгения Паршуто, сейчас губернатор и мэр поставили задачу продумать единую систему утверждения фасадов строящихся зданий, в том числе их цветового решения. По сути, это возвращение к дореволюционному опыту, когда городская и губернская власть строго следили, чтобы новые творения архитекторов не разрушали целостного образа города и его архитектурных традиций.

Мэрия и музей

Мэрия

На перекрёстке пр. Ленина и Фрунзе строгие линии классицистического особняка Асташева (слева) оттеняются буйной фантазией эклектики торгового дома «Евграф Кухтерин и сыновья»

Магазин Гадалова

Сибирское бистро

Магазин купца Гадалова строили сразу три томских архитектора: первый этаж был возведён по проекту Константина Лыгина, а верхнюю часть здания по совместному проекту Павла Нарановича и Владимира Хабарова. Сейчас там расположены кафе «Сибирское бистро» и гастроном «Верхний».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + 13 =