Томская область успешно реализует систему инклюзивного образования

Фото: Артем Изофатов

-Когда в пять лет Ванечка пришел к нам, он не умел самостоятельно пить из кружки. У мальчика серьезное заболевание опорно-двигательного аппарата. Он до сих пор не может писать ручкой – печатает на компьютере. Но это не мешает Ване успешно учиться в общеобразовательной школе. Валюша, одна из первых наших выпускниц, в этом году перешла в четвертый класс, – гордится своими воспитанниками директор детского сада № 6 Ирина Китлер.

На протяжении нескольких лет Томская область держит уверенный курс на развитие системы инклюзивного образования. Задача региональной власти – создать условия для того, чтобы дети и подростки с инвалидностью имели возможность получить образование и осваивать востребованные на рынке профессии. С каждым годом все больше садиков, школ, колледжей, техникумов включаются в систему инклюзивного образования.

img_8670

Не тревожься, мама

Коллектив детского сада № 6 был в числе первопроходцев. Семилетний опыт доказал: ребятишки с инвалидностью могут заниматься не только в специализированных, но и в обычных группах. Никакого дискомфорта при этом никто из детей не испытывает. А пользы от такого подхода к дошкольному образованию хоть отбавляй.

В детском садике на ул. Транспортной две группы для малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В них учатся 23 ребенка. Для особенных детей создана особая среда – пандусы, поручни вдоль коридоров, есть опоры для сидения и ходьбы, ортопедическая дорожка, зал лечебной физкультуры, приспособленные санитарные комнаты. Но этим инклюзивное образование не ограничивается.

– Когда у ребенка сформировались навыки личной гигиены и общения с другими детьми, мы с согласия родителей переводим их из компенсирующей группы в общеобразовательную, – рассказывает Ирина Китлер. – Этот процесс постепенный – сначала ребенок проводит в общеобразовательной группе по несколько часов в день. Для него разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, с ним работают дефектолог и логопед. В этом году в общих группах занимаются четыре воспитанника.

Не все сразу шло гладко, признается заведующая. Сильнее всего тревожились родители здоровых детей: «А вдруг мой сын случайно толкнет ребенка, и он упадет или откажется с ним играть?» Жизнь показала, что опасения мам и пап были напрасны.

– У детей совершенно другое восприятие, чем у нас, взрослых. В одну из групп ходит девочка без руки. Ребятишки играют с ней, абсолютно не обращая внимания на эту патологию. А как трогательно наблюдать, когда дети помогают мальчику, который плохо передвигается, одеваться и катают его на санках! – улыбается заведующая. – Малыши не видят разницы между собой и сверстниками с особенностями развития. Они воспринимают их как равных. И дети с инвалидностью перестают стесняться того, что не похожи на других. А ведь это главная наша задача – сделать так, чтобы особенные принимали себя такими, какие они есть, и чувствовали себя комфортно в обществе.

Результат впечатляет – десять выпускников этого детского сада учатся в общеобразовательных школах.

img_8634

В детском саду работает большой медицинский блок. Есть кабинет физиотерапии, ванна для подводного массажа. Он особенно полезен при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Под контролем медиков ребятишки проходят лечение два раза в год.

Из недавних приобретений – аппарат биологической обратной связи для улучшения функционирования опорно-двигательного аппарата. В ближайшие недели специалисты детского сада отправятся в Санкт-Петербург, где фирма-производитель дорогостоящего оборудования проведет за свой счет обучение томичей

Урок через монитор

На входе в школу № 42 встречает баннер с жизнеутверждающим лозунгом: «Школа для всех!». Крыльцо оборудовано перилами и пандусом. Сразу видно – здесь рады особенным ученикам.

В 42-й школе осваивают азы математики, литературы, географии более сотни ребят с ОВЗ: 60 детей с инвалидностью занимаются в общеобразовательных классах, столько же в классах коррекционных. Часть ребят выбрали домашнее обучение.

Для особенных учеников создана необходимая адаптивная среда, работает служба психолого-педагогического сопровождения, внедрена адаптированная программа образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, разработаны индивидуальные программы обучения.

– Как развиваться в этом направлении, подсказывает сама жизнь. Особенным ученикам сложно выбрать будущую профессию. Поэтому с прошлого года мы осваиваем лицензионную методику профориентации детей с инвалидностью. Специальные компьютерные тесты помогают понять, в каких сферах деятельности подросток может себя проявить наиболее ярко, потом на их основе проводятся индивидуальные консультации, – отмечает директор школы № 42 Любовь Верина.

img_8540

Пятикласснице Жене Кошель нравится ходить на уроки вместе с другими ребятами, на индивидуальные занятия с учителями – тоже. И басню «Ворона и Лисица», которую она только что продекламировала на отлично, учила с удовольствием.

«Радует Женечкина тяга к знаниям. И память у нее прекрасная. Никто в классе не запоминает тексты так быстро, как она», – хвалит свою ученицу учитель русского языка и литературы Лидия Скрипниченко

img_8552

Когда в 2010 году школа ввела в программу дистанционное обучение, нашлось немало скептиков. Сегодня в его эффективности уже никто не сомневается. Среди тех, кто получал уроки по скайпу, есть победители олимпиад. Несколько выпускников благополучно поступили в ТГУ и ТПУ.

В среднем дистанционный урок длится столько же, сколько и обычный. Один комплект необходимой техники находится в школе (для занятий оборудован отдельный класс), другой – дома у ребенка. В этом году с использованием дистанционных технологий изучают иностранный язык, географию и другие предметы 14 учеников с инвалидностью

Первые за Уралом

В обучении особенных студентов коллектив Томского техникума социальных технологий давно не новичок. В воздухе еще только витала идея инклюзивного образования, а здесь уже осваивали востребованные и творческие профессии ребята с инвалидностью. Техникум с каждым годом создавал новые условия для обучения студентов с инвалидностью. Менялся подход к самой системе преподавания.

– Раньше мы объединяли студентов с одним видом заболеваний в общую группу, – вспоминает директор техникума Ольга Гудожникова. – Сейчас много смешанных групп. И это правильно: если у ребенка сохранен интеллект, он должен учиться со своими сверстниками.

На средства федеральной программы «Доступная среда» и государственной программы «Развитие профессионального образования Томской области на 2014–2020 годы» была проведена частичная реконструкция здания. Преобразились первый и второй этажи: появились пандусы, санитарно-бытовые помещения, аудиокласс со звукоусиливающей аппаратурой. Сейчас в здании проводится установка подъемной капсулы для студентов-колясочников.

В 2015 году глава региона Сергей Жвачкин открыл на базе техникума первый за Уралом ресурсный центр инклюзивного образования. Сегодня за опытом томичей выстраиваются в очередь коллеги из разных регионов России. За год обучение в ресурсном центре прошли 400 преподавателей.

За образованием в томский техникум приезжают ребята со всей Сибири. Здесь получают профессию швеи, портного, парикмахера, обувщика, вышивальщицы, оператора ЭВМ, печатника, рабочего зеленого хозяйства более 100 молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

img_8614

img_8748

img_8702

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 3 =