У порога Прощеного воскресенья

Олеся Мазалова

главное-фото

Последнее воскресенье перед Великим постом – в этом году 2 марта – называется еще Прощеным. Что принес этот праздник и что мы знаем о нем, кроме того, что в этот день нужно просить прощения? 

Традиция просить прощения в Прощеное воскресенье пришла из глубокой древности от египетских монахов. В первую неделю Великого поста старцы собирались вместе и после прилежной молитвы прощались друг с другом на 40 дней. После этого монахи переходили через Иордан и расходились поодиночке в пустыню. Условия пустыни очень суровы: и зной, и жажда, и дикие животные. Никто из монахов не был до конца уверен, что вернется. Поэтому, уходя совершать труд поста и молитвы, монахи накануне просили друг у друга прощения, как перед смертью, словно они больше не увидят друг друга.

Этот обычай нашел широкий отклик и в среде русского народа. Прощения друг у друга просили родители и дети, мужья и жены, близкие и дальние родственники, соседи. Перед наступавшим постом к родителям из соседних деревень приезжали сыновья и замужние дочери с детьми, а уезжая обратно, они становились перед отцом и матерью на колени и говорили: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобою». Те же слова говорили и родители взрослым детям. Прощение заканчивалось низким поклоном и поцелуем. Во многих русских деревнях в этот день просили прощения не только у живых, но и у усопших.

Само слово «простить» перекликается по звучанию со словами «просто», «простота» и имеет с ними один корень. То есть прощение связано с упрощением отношений, которые стали сложными из-за обид, недоверия и подозрительности. Мы ведь так и говорим: «Мне с этим человеком стало сложно общаться», – отражая действие затаившейся обиды.

«Должно прощать тому, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние за всякую иную добродетель». Эти слова сказал преподобный Марк Подвижник, живший в IV веке. Почему же, если прощать для человека большое благо, столь много в мире обид и злобы? Об этом мы попросили рассказать православного семейного психолога Ирину Бушуеву.

 Ирина-БушуеваИрина Владиславовна, почему люди часто не прощают друг друга?

– Гордецу, считающему себя всегда и во всем правым, очень трудно спуститься со своего пьедестала и понять чувства другого человека. Чувствуя себя выше другого, он хочет наказать обидчика своим непрощением, вызвав у него чувство некоего долга и вины: «Ты меня обидел, поэтому не буду тебя прощать, ты виноват передо мною». А виноватым легко манипулировать. Или: «Я тебя простил, совершив тяжелую внутреннюю работу. И ты мне за нее теперь обязан».

Мифы также могут мешать. Например, что прощение – это дело слабых. Или ложные убеждения, что «если я прощу, то не буду справедливым, потому что зло должно быть наказано», «простив, я разрешу себя не уважать».

Непрощение помогает избежать ответственности: «Я такой весь несчастный, меня все обидели, буду один». Это как в детстве: «Вот умру, и пусть они обо мне поплачут!» И человек остается плачущим, бездеятельным, не способным простить.

– Из чего складывается прощение?

– На первом этапе важно принять решение: простить. Второе: честно увидеть свою боль и гнев. За обидой всегда скрывается гнев. Здесь действует механизм психологической защиты – отрицание. Люди годами, десятилетиями застревают в отрицании, ложно оправдывая своего обидчика, тогда как одно воспоминание о нем вызывает внутри напряжение и боль. Важно понять, что, когда мы отрицаем факт обиды, прошлое никуда не девается. Человек может даже физически чувствовать «крючок» обиды от обидчика. Например, женщина развелась с мужем 20 лет назад, но ее начинает трясти, стоит ей вспомнить о нем.

На третьем этапе наступает разочарование в самом себе, и тебе тошно, что ты способен на такие мстительные чувства, на такие помыслы и даже, может быть, дела. И верующему человеку здесь гораздо легче, потому что он может пойти на исповедь, и то, что ему открылось о себе, открыть перед Богом.

Следующий этап: понять того человека, который нас ранил. Понять, что другой человек так поступил почему-то, у него была причина. И это ему помогает сочувствовать другому человеку. Гордыня, желание отомстить мешают этому, а понять – очень важно, потому что тут как раз проявляется момент сострадания. И в этот период важно не спешить, чтобы не простить ложно. Есть такая уловка нашего сознания, когда я хочу простить и говорю: «Я тебя прощаю», но при очередном каком-то конфликте вспоминаю и этот случай, и другой, и третий. Это говорит о том, что не было прощения. Лучше не торопиться, потому что это очень трудная внутренняя работа, и дать себе время осознать этот урок.

И самый последний этап: стать ответственным за свою жизнь, осознать свои чувства, мысли, свои глубокие потребности. Многие люди, после того как они действительно искренне переживали прощение, говорили, что стали по-другому видеть краски жизни, закат, восход, открывались какие-то новые таланты, новые грани жизни человека, потому что непрощение забирало много энергии и ее не хватало, чтобы жить полной жизнью.

– Если подвести резюме: что значит простить?

– Простить – значит отпустить прошлое, стать свободным от негативных мыслей, чувств, от негативных поступков. Это значит наполниться любовью, принять обидчика и понять, что на самом деле он помог мне духовно и личностно вырасти.

Когда человек прост, смирен, как духовные люди, его ничто не обижает, он принимает людей такими, какие они есть. У меня были случаи в семейном консультировании, когда люди даже после измен, предательств находили силы простить.

– А есть ли разница между прощением и примирением?    

– Конечно. Примирение зависит как от меня, так и от другого человека, оно может и не состояться, а прощение зависит только от самого человека. Если примирение не состоялось, это не показатель того, что не простил.

– Что вы могли бы посоветовать человеку, который прощает, прощает, а все равно не может простить?

– Верить, что количество перей-дет в качество. Продолжать прощать. Не накручивать негативные мысли, которые нам мешают прощать. Ни в коем случае не винить себя и не ругать, понять, что внутренний мир каждого человека – это тайна. Однажды утром этот человек проснется и поймет: все, больше нет «крючка» обиды.

Помню, когда я первый раз читала Евангелие от Матфея, меня поразило, что на вопрос апостола Петра о том, сколько нужно прощать обидчику, до семи ли раз, Христос ответил: «Не до семи раз, но до седмижды семидесяти раз!» В семейной жизни просто очень важно сделать доброй привычкой просить прощения.

Еще мне близка мысль святого праведного Иоанна Кронштадтского, что любовь скора к прощению и снисхождению. Чем больше в нас любви, тем скорее мы прощаем.

В Прощеное воскресенье после вечернего богослужения в Богоявленском кафедральном соборе (пл. Ленина, 7) ежегодно в 18.00 совершается особый чин прощения. В ходе его священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост, примирившись со всеми. Это одно из самых трогательных богослужений православной церкви, у многих людей на глазах бывают слезы, а на душе – необычайная легкость. В этот вечер храм всегда бывает полон людьми.

На следующий день за богослужением в православных храмах начинает читаться Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Великий канон будет читаться в 18.00 четыре дня подряд: с понедельника, 3 марта, по четверг, 6 марта.

Прощеное воскресенье бывает только один раз в году, и когда всё вокруг призывает и помогает простить, наверное, важно не потерять столь значимый день для своей души.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 − 1 =