О том, что сегодняшней экономике остро не хватает квалифицированных рабочих рук, здравоохранению – врачей, а в образовании нарастает нехватка учителей, слышали, наверное, все. Но вот тот факт, что все более острой проблемой становится дефицит первых руководителей, удивит, наверное, многих. «Не все хотят быть директорами», – убеждал зрителей герой культового советского фильма «Москва слезам не верит», приводя в качестве примера римского императора Гая Аврелия Диоклетиана, удалившегося от дел ради выращивания капусты. В силу разных причин ограничиться «выращиванием капусты» (одним лишь преподаванием) решает все большее количество перспективных молодых специалистов в образовании.

Не все хотят расти

– У нас в последние десятилетия внимание к формированию кадрового резерва притупилось, – такой постановкой проблемы открыл 14 мая семинар-совещание с руководителями муниципальных органов управления образованием начальник областного департамента общего образования Александр Щипков. – Между тем проблема нарастает и будет нарастать, в том числе и в связи с таким позитивным процессом, как повышение зарплаты учителей. Уже сегодня далеко не каждый педагог стремится повысить свой статус, став завучем или директором, и не каждый директор хочет дорасти до работы в органах управления образованием. Управленческая работа, тяжелая и ответственная, стала менее привлекательной.

Задача сформировать в регионе пул молодых, перспективных и талантливых кадров, из которых через 3–4 года могли бы вырасти толковые руководители, – непростая, но решаемая, уверен Щипков:

– С января создан отдел кадровой политики в ТОИПКРО, и в департаменте образования мы сейчас создаем команду, которая будет координировать и готовить управленческие решения в сфере кадровых вопросов. Сегодня нам нужно понять, какие проблемы существуют в разных муниципалитетах и какие условия необходимо соблюсти, чтобы кадровый резерв стал действительно золотым фондом Томской области.

Жизнь заставляет

Как пояснил глава депратамента, целенаправленно заняться подготовкой руководителей в области образования департамент побуждают распоряжение губернатора Сергея Жвачкина «О формировании и подготовке управленческих кадров Томской области» и сама жизнь: руководящие кадры, как и рядовые педагогические, стремительно стареют. В некоторых районах уже более половины директоров школ и чиновников в управлениях образования пенсионного возраста.

– Из 1 556 руководящих работников в системе образования региона всего 49 в возрасте 20–30 лет, зато в предпенсионном и пенсионном – 582, в Александровском, Парабельском и Тегульдетском районах средний возраст руководителей – 51–55 лет, – добавляет координатор проекта по созданию в регионе кадрового резерва Татьяна Черневич.

Я б в начальники пошел, пусть меня научат

По данным мониторинга, представленного зав. кафедрой управления и экономики образования ТОИПКРО Сергеем Солодковым, на данный момент в резервистах числится 261 педагог в возрасте от 25 до 35 лет.

Эта работа ведется практически во всех муниципалитетах, но находится на разных стадиях. Активнее занимаются созданием кадрового резерва в Томске, Северске, Стрежевом, достаточно результативно идут дела в Молчановском и Верхнекетском районах (в последнем даже есть действующий сайт, посвященный местной кузнице руководящих кадров). Иная картина в Чаинском, Александровском, Каргасокском районах…

«Исключены в связи с назначением…»

Опыт Верхнекетского района, начавшего реализовывать этот проект в 2011 году и сейчас подводящего итоги первого набора в резерв, показывает: нужно действовать последовательно, не боясь трудностей, и тогда все получится. Сегодня в этом районе среди директоров школ только один пенсионер, остальным в среднем 44–46 лет.

Участники совещания с вниманием слушают рассказ начальника управления образования администрации Верхнекетского района Татьяны Елисеевой о том, как выстраивает кадровую работу этот район-лидер:

– У нас в 2010 году была создана комиссия для отбора кандидатов для включения в резерв, принимали заявления и от самовыдвиженцев, установив возрастные рамки 25–35 лет. В итоге из 12 заявителей включенными в резерв оказались восемь. Для каждого была составлена индивидуальная карта профессионального роста. В 2011–2013 годах проводили на базе разных школ семинары, практикумы, тренинги. 29 мая в белоярской школе пройдет последний семинар, на котором в числе прочего резервисты защитят работы на тему «Если бы я был руководителем». Но уже на сегодняшний день трое из резерва выбыли – назначены заместителями руководителей…

– В Томске в резерв зачислены 88 человек и уже исключены 20 (19 – также в связи с назначением на руководящую должность), – рассказал заместитель начальника департамента образования администрации г. Томска Виктор Кашпур. – Мы рекомендуем директорам возлагать на резервистов обязанности первого руководителя на время его отпуска или командировки. Включаем их в комиссию по работе с обращениями граждан. Считаем обязательным получение резервистом второго образования по менеджерским специальностям…

«Решим по мере поступления»

Вопросов в этом, новом для региона, деле кадровой селекции множество, рецептов никаких. Как выстраивать работу с резервистами директорам? Они признаются, что психологически непросто готовить себе замену или шлифовать перспективный кадр, чтобы отдать его в другую структуру, например в управление образования, и то и другое не вызывает энтузиазма в директорской среде… А что делать резервисту, если он уже готов стать начальником, а место в родной школе (муниципалитете) не освобождается? Нужны ли резервистам особые преференции для участия в конкурсах на должность или хватит лишь личных и деловых качеств?..

Ответы на эти и множество других вопросов специалисты будут искать последовательно, воплощая в жизнь проект по созданию кадрового резерва. Главное, говорят, что эти вопросы наконец-то поставлены. А значит, и решения найдутся.

Только факты

На сегодня в региональном кадровом резерве 261 педагог – это около 17% от общего количества руководящих работников системы общего образования Томской области. Уже прошли необходимое обучение 88 резервистов (34%). 80 выполняют план индивидуального профессионального развития в настоящее время (более 30%). 31 уже назначен на должность руководителя учреждения.

В настоящее время идет набор второй волны резервистов, с 17 июня будет сформирована первая группа, которая пройдет курсы повышения квалификации на базе ТОИПКРО.

Сказано

Александр Щипков:

– К нам в департамент все чаще поступают звонки с территорий: помогите найти директора, подобрать кандидатуру на должность заведующего… Мало искать подходящуую кандидатуру – ее надо растить, формировать, готовить к непростому делу управления. Ну и представлять, какими кадровыми ресурсами мы располагаем, тоже необходимо. Сейчас создается специальный программный продукт – единая кадровая база по региону. Подготовленные нами резервисты составят золотой фонд Томской области, они смогут использоваться на руководящих должностях как у нас, так и в других территориях.

Татьяна Черневич:

– Необходимо тщательное сопровождение деятельности резервиста наставником – это самый сильный источник нематериальной мотивации. А формы для повышения его профессиональной компетентности по индивидуальным планам в течение трех лет могут использоваться самые разные: тренинги практического управления, курсы повышения квалификации с отрывом от основной работы и без, привлечение к деятельности в рабочих и творческих группах, исполнение обязанностей руководителя в период его отсутствия…

В любом случае самое важное – не превратить работу с кадровым резервом в формальную процедуру, отбирать самых способных и действительно заинтересованных в карьерном росте кандидатов и помогать им самосовершенствоваться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

39 − = 35