Великое произведение зазвучит, если зазвучит инструмент

Владимир Филатов, фортепианный мастер

На не так давно прошедшем в Томске международном семинаре настройщиков ударно-клавишных инструментов, а точнее, фортепианных мастеров неожиданно встретил я друга юности. В начале 1980-х вместе учились на историческом факультете ТГУ. Мечтая о карьере преподавателя философии, Володя Филатов много времени отдавал классической музыке, в которую был влюблен, как в самую прекрасную девушку. И любовь эта день ото дня только крепла.

История с классикой

У него не было специального музыкального образования. А сложнейшие произведения Бетховена, Рахманинова, Шопена он с упоением подбирал на слух. Все пять лет учебы в перерывах между парами, пока однокурсники беспечно болтали, уплетая пирожки, Володя находил свободный рояль (благо тогда по разным аудиториям главного корпуса стояли старые, но в хорошем состоянии «Беккеры» и «Ратке») и играл, восхищаясь полнотой и богатством звуков. Но тогда он даже предположить не мог, что вместо чтения студентам лекций по философии в будущем будет восстанавливать пианино знаменитой жены декабриста Марии Волконской.

Настройщиком Филатов стал неожиданно для самого себя. Уже аспирантом заглянул на концерт заезжего органиста, восхитился мощью инструмента и, удивляясь своему нахальству, напросился в ученики к известному томскому настройщику фортепиано Владимиру Феоктистову.

Сегодня у Филатова свое серьезное предприятие в Иркутске. Местная филармония, музыкальные школы не мыслят своей деятельности без рук и таланта этого известного в Сибири настройщика.

– Исполнение концерта конкретным артистом зависит от того, как подготовлен инструмент, как отстроена механика рояля, – рассказывает мастер. – Настройщику необходимо сделать так, чтобы пальцы пианиста были максимально приближены к струнам, касались бы их как обнаженного нерва. Вот тогда музыкант сможет воплотить свой творческий замысел через произведение, которое до него уже играли сотни людей. Ноты ведь одни и те же. Допустим, две сотни лет назад они лежали перед великим Моцартом. А 100 лет тому – перед фон Бюловым, затем перед Владимиром Горовицем. А теперь они перед Денисом Мацуевым или Вадимом Репиным. Но каждый раз, исполняя классическую вещь, великие музыканты выражают свое понимание музыкального текста. Шедевр, вызывающий восхищение, определяет сложная рефлексивная позиция, когда исполнителю удается по­множить замысел творца произведения на свое исполнительское мастерство и… на свое понимание композиции.

Кулибин от нотного стана

Филатов готов часами рассказывать об альфе и омеге в профессии настройщика. Чтобы получить истинное гармоническое звучание инструмента, необходимо соблюдать строжайшие профессиональные каноны. Есть убеждение, что, впервые подходя к инструменту, мастер должен действовать в строгой последовательности: сначала отрегулировать механику рояля, устранить недостатки в акустической части, настроить еще раз, далее проделать финишную настройку, а в конце – интонировать. Придерживайся этих правил, и все обязательно получится.

– Но нет, – говорит Филатов, – истинный мастер лишь тот, кто в спектре звука удачно формирует основной тон и обертоны вокруг него. Лучше всего это получается на качественных инструментах.

А что для фортепианного мастера самое важное? Конечно же, слух. Не абсолютный, как у многих музыкантов, а особенный, гармонический. Это когда человек способен уловить правильные интервалы, соотношения между нотами, что позволяет отличать благозвучие от неблагозвучия.

– Ухо и вкус настройщика – лучший физический прибор, – считает мастер.

Большого музыканта, как, впрочем, и любого начинающего, должны устраивать общепринятые стандарты. Без субъективных симпатий артиста к звукоизвлечению и характеру произведения никак не получится. Если Моцарт любил мажорные тональности (ля мажор и ре мажор), то для его произведений мастер должен на них и акцентировать настройку инструмента.

– В музыкальной среде до сих пор идут споры, – рассуждает Владимир Филатов, – что есть наша профессия. Ремесло или искусство? Ремесло – это когда настройщик соблюдает все физические параметры. Искусство – это когда после твоей работы артист заиграл с удовольствием и зал захлебнулся от восторга. У меня простая позиция: если передо мной инструмент, я должен сделать его благозвучным. Чтобы было приятно сесть и сыграть. Бывает, настройка понравилась Мацуеву, а вот Хворостовскому не очень, потому что рояль не звучал из-за особенностей акустики зала. Кто виноват? Стрелочник? Нет, настройщик.

Часто музыканты и певцы мастеров благодарят. Елена Образцова, Любовь Казарновская, Даниил Крамер к мастерам-настройщикам относятся как к соавторам успеха.

Ренессанс королевского инструмента

Многие фортепианные мастера не только каждодневно «дают настроение» инструментам, но и возвращают к жизни, казалось бы, утерянные для музыки. Ведь за каждым старинным роялем тянется целый шлейф историй, переживаний, эмоций. За ними стоят исторические личности, они свидетели событий, известных по всем учебникам. В мастерской Филатова три десятка старинных инструментов. Найденные в неожиданных местах – в заброшенных домах, на свалках, чердаках, принятые в дар от наследников известные в прошлом фирмы «Мюльбах», «Беккер», «Вестермайер» и другие постепенно приобретают свои былые формы и музыкальную силу. Через несколько лет он надеется организовать полноценную выставку. Но самая большая его мечта – создание музея фортепиано. С музыкальными вечерами и концертами известных музыкантов. Творения человеческого гения – инструменты – не должны умирать. Они должны жить, звучать и убеждать людей в торжестве победы человеческого духа и величия гармонии над унынием и хаосом.

***

Древние называли настройщиков хранителями вечности, а хорошо настроенный инструмент наделяли сакральной силой. В Египте дечные (от слова дека) инструменты пользовались особой славой. Если инструмент отрабатывал какое-то время, услаждая слух фараона, значит, думали египтяне, он возвышался, ведь он говорил на одном языке с живым богом. Деки подкладывали под ложе больным, придавая им целебные свойства, нацеленные на гармонизацию физиологии человека.

Древние китайцы казнили настройщика за плохо настроенный инструмент, потому что фальшивая мелодия, по их мнению, увеличивала беспорядок во Вселенной.

DSC04353

DSC04365

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + десять =