Владислав Хрусталев: Не хочу быть Гамлетом!

фото в чулках

«Когда я читаю пьесу и вижу среди ее героев алкоголика или мерзавца, сразу понимаю: возможно, в этой премьере найдется и для меня роль», – со смехом говорит актер театра драмы Владислав Хрусталев. В каждой шутке есть доля шутки и львиная доля правды. За пять лет работы в Томске молодой артист воплотил на сцене десяток образов. Большинство его героев – люди, мягко говоря, малосимпатичные. Но именно эти роли за рекордно короткий срок вывели Владислава в число любимцев местной публики. Более того, в прошлом году он вошел в историю фестиваля «Премьеры сезона» как победитель сразу в двух главных номинациях – «Золотая кедровая ветвь» за лучшую актерскую работу и приз зрительских симпатий.

Буря не в стакане воды

Пожалуй, самое судьбоносное на сегодняшний день решение в своей актерской судьбе Владислав принял, мчась по трассе Новосибирск – Омск. Задуматься и поломать голову действительно было над чем. А ведь началось все с одной случайной встречи. Впрочем, как показало время, очень даже не случайной…

Казалось, у него было все для счастья: ведущие роли в Северном драматическом театре города Тара (Омская область), куда его приняли с распростертыми объятиями после окончания Алтайской академии культуры и искусств, безмерная любовь публики и награды на фестивалях разных уровней. А Владислав все чаще подумывал о необходимости кардинальных жизненных перемен.

– В тот момент я был, конечно, не в активном поиске, но на низком старте, – делится актер. – Потому что понимал: в этом театре я достиг своего потолка. Все было стабильно хорошо, а дальнейшее развитие невозможно без встрясок. Причем, если бури не намечаются на горизонте, нужно устраивать их самому.

В поисках перемен артист взял курс на режиссуру. После очередной сессии в Новосибирском театральном институте заехал на несколько деньков в Томск к однокурснику по барнаульской академии. Тот работал в местной драме и рассказал, что театру нужны молодые артисты.

Идя на встречу с главным режиссером Юрием Пахомовым, актер мало рассчитывал на удачу. Передал режиссеру диск с записями спектаклей со своим участием и получил сухой ответ: «Если у меня найдется время, посмотрю ваш диск. Ждите звонка».

…Звонок от Пахомова раздался внезапно, когда за стеклами автомобиля проносились пейзажи Омской области: «Владислав, приезжайте, мы вас ждем». Оставшиеся сто километров до Тары артист провел в мучительных раздумьях. В итоге гамлетовское «быть или не быть?» разрешилось в пользу переезда в Томск.

Долой маски!

Кстати, Владислав из тех немногих артистов, кто никогда не мечтал о роли принца датского. Ему больше по душе герои советских драматургов Вампилова, Арбузова, Розова – люди бесхитростные, искренние в своих чувствах и порывах, умеющие находить счастье в простых вещах. Хрусталев признается: самый любопытный момент для актерского исследования – отношения, которые возникают между людьми, когда они снимают дорогие их сердцу маски и становятся собой, настоящими.

– А вообще для меня главный манок в работе – творческий материал, который цепляет по-человечески, – говорит Владислав. – Я всегда радуюсь, когда меня занимают в пьесе, которая мне нравится. А если еще и спектакль получается занятный – совсем здорово. Тогда даже небольшую роль играть не обидно. Хотя, конечно, все мы мечтаем о главных героях.

Еще на первом курсе алтайской академии один из педагогов сказал будущему артисту: «У вас отрицательное обаяние. Подозреваю, что вы будете играть преимущественно обаятельных мерзавцев». Пока пророчество мудрого преподавателя по актерскому мастерству сбывается. Процентов семьдесят ролей в репертуарном листе Владислава – люди, которых герой одной известной кинокомедии называл редисками. Это мелочный и подленький Мозгалев в «Окаянных снах», предатель Буркевиц в «Романе с кокаином», Чече из «Анны в тропиках», превратившийся в настоящего мерзавца после нанесенной ему обиды.

Но непрерывный поток ролей, почти каждая из которых «выстреливает» и получает бурю зрительских отзывов и восторгов, случился не сразу. Поначалу казалось, что нового артиста в труппе как будто не замечают….

Хулиган в галстуке

Прошло уже полтора сезона в томской драме, а в послужном списке Владислава была только маленькая роль городового в спектакле «Каштанка, или Забытые письма». Кратковременный момент отчаяния наступил в новогоднюю кампанию, когда все (за очень редким исключением) молодые артисты заняты в детских утренниках и сказках. Правда, дальнейшей депрессии не последовало. Темпераментный на сцене Владислав в жизни может похвастаться завидной рассудительностью, бесстрастностью и основательностью. Он понимал: в любом театре к новому артисту долго присматриваются, занимают в массовке и эпизодах, прежде чем дать большую серьезную роль. Этот период нужно просто переждать.

Все так и случилось. Творческая жизнь закипела после роли Подхалюзина в «Банкроте». А два года назад новый главный режиссер Александр Огарев раскрыл Владислава с неожиданной стороны – как комедийного характерного актера. После ролей Робинзона в русском вестерне «Лариса и купцы» и Мальволио в «Двенадцатой ночи» про Хрусталева заговорили не только зрители, но и пресса. Сам Владислав, в свою очередь, признается: он и не думал, что когда-нибудь примерит на себя комическое амплуа.

Публика имеет привычку отождествлять актера с его героями. Поэтому наблюдая за тем, как азартно и заразительно работает в комедиях серьезный и обстоятельный в повседневной жизни Хрусталев, знающие его люди задаются одним и тем же вопросом: где подвох?

– Никакого особенного секрета в этих перевоплощениях нет, – улыбается Владислав. – Во мне, к счастью, есть одно качество, которое должно быть в каждом артисте. Да и вообще в любом человеке! Независимо от его возраста. Я могу сколько угодно позиционировать себя как солидного человека (и это естественно, потому что у меня есть семья, за которую я ответственен), но в душе я все равно остаюсь мальчишкой. Говорю сейчас не про инфантилизм, а про умение и желание радоваться жизни и становиться временами по-хорошему бесшабашным. Так что, когда появляется возможность похулиганить и почудить на сцене, с радостью этим пользуюсь.

Похвала как халва

При всей любви Владислава к сцене и серьезном к ней отношении услышать от него пафосные рассуждения о непростой жизни в искусстве не удастся.

– Говорить о том, что у нас какая-то особенная, не как у всех профессия, неправильно. Рассказывать про то, что мы много и на износ работаем, несправедливо. Сокрушаться по поводу низкой зарплаты и больших эмоциональных затрат скучно. Если ты когда-то выбрал этот путь, нужно честно и с отдачей заниматься своим делом. Не требуя какого-то особенного отношения к себе только потому, что ты – артист.

О своей двойной победе на фестивале «Премьеры 163-го театрального сезона» (случае, между прочим, беспрецедентном) Влади-слав тоже рассказывает сдержанно.

– Приятно, конечно. И очень радостно. Но не более того. Похвала как халва: съел и забыл. Те победы и заслуги остались в предыдущем сезоне, нужно думать о следующем.

Намного охотнее и эмоциональнее артист рассказывает о своей семье – супруге Елизавете Хрусталевой (она тоже актриса томской драмы) и двухлетнем сынишке Арсении. Наверное, именно они помогают Владиславу не забронзоветь, чем порой грешат молодые артисты в период творческого взлета.

– Многие почему-то думают, что актеры – люди не от мира сего, которые всю жизнь играют и не расстаются с маской. Но это стереотипы, не более того. Выходя из театра, я становлюсь мужем, отцом, сыном… Обычным человеком, таким же, как и те, кто приходит в наш зрительный зал. Мое актерское эго не мешает мне весело проводить время с сыном. Мы каждый день гуляем по улицам Томска, и я не стесняясь могу вместе с ним качаться на качелях, лазать по детским городкам, играть в песочнице. Перезнакомился, наверное, уже с доброй половиной молодых мамочек Томска и обсуждаю с ними, чем лучше кормить ребятишек в этом возрасте и какие пора покупать развивающие игры. Лиза уже вышла из декретного отпуска (сцена не отпускает от себя надолго), в садик Арсений еще не ходит, поэтому у нас семейный подряд: пока один на репетиции, другой водится в ребенком. И для меня не составляет труда постирать его вещи, убраться дома или приготовить обед. Более того, семья дает заряд энергии и стимул для работы на сцене.

…В этом сезоне Владислав сыграл главную роль в спектакле «Пришел мужчина к женщине».

– Нормальный такой герой – не подлец и не мерзавец, мужчина в поиске и в кризисе среднего возраста, – улыбается артист.

Может быть, эта роль – начало нового творческого периода с новым амплуа в судьбе актера Хрусталева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × три =