Я б в директора пошел…

Статей на сайте: 301

В системе общего образования Томской области началось обучение резерва управленческих кадров

Символическое совпадение: в день защиты итоговых проектов слушателями курсов повышения квалификации, организованных в ТОИПКРО специально для потенциальных управленцев, одна из слушательниц – Марина Кузенова – была представлена коллективу Орловской средней школы (ЗАТО Северск) в качестве нового директора. В этом событии присутствовал не только символический, но и прикладной смысл: проект Департамента общего образования ТО по подготовке резерва руководящих кадров стал приносить реальные плоды.

Резервисты, ау!

Во времена не столь далекие существовала плановая система ротации руководящих кадров: выявлялись потенциальные преемники действующих руководителей, с ними велась соответствующая работа. Отказавшись от наследия прошлого, мы пренебрегли и этим опытом. А зря. Потому что во многих бюджетных сферах на уровне регионов обнаружился вдруг острейший дефицит квалифицированных управленцев. Не случайно в ТО появилось распоряжение губернатора Сергея Жвачкина «О формировании и подготовке управленческих кадров в Томской области». Таким образом, сама жизнь, подкрепленная директивой первого руководителя региона, побудила отраслевые структуры, в частности департамент общего образования, целенаправленно заняться выявлением, обучением и продвижением кадрового резерва.

Молодым – дорога

Острота ситуации с кадровым резервом в ТО, по словам начальника департамента общего образования Александра Щипкова, усугублялась не только тем, что значительную часть педагогического корпуса составляли люди солидного возраста, но и таким позитивным обстоятельством, как рост зарплаты учителей. Ну не рвались молодые педагоги в руководящие кресла, понимая, что это добавит головной боли и отнюдь не улучшит материальное положение. В таком случае, по мнению координатора проекта по созданию в ТО кадрового резерва Татьяны Черневич, важно было найти аргументы мотивации через карьерные перспективы. Впрочем, они лежали на поверхности: для целеустремленных, по-хорошему амбициозных людей привлекательными оказались такие понятия, как престижность, развитие лидерского потенциала, повышение управленческих навыков и компетенций, возможность заниматься сложным, но интересным делом. Так что группа резервистов для прохождения курсов повышения квалификации в ТОИПКРО, где с января нынешнего года по инициативе департамента общего образования действует специально созданный отдел кадровой политики, сформировалась легко. В течение двух недель представители городских и сельских школ и дошкольных учреждений слушали лекции на правовые и другие важные темы, знакомились с опытом управленческих команд лучших образовательных учреждений Томска, готовили и защищали собственные проекты.

Живой процесс

– Подготовка резерва руководящих работников, – поясняет заведующий кафедрой управления и экономики образования ТОИПКРО Сергей Солодков, – это творческий процесс, который предполагает точечную работу с каждым претендентом. Сейчас важно получить конкретную картину по каждому району: где и сколько резервистов, в каком обучении они нуждаются. Формы возможны разные: стажировка, участие в реализации проектов, исполнение обязанностей руководителя, тренинги, обучение на курсах повышения квалификации, переподготовка с отрывом от основной деятельности.

Как раз на защите итоговых проектов по завершении курса повышения квалификации в ­ТОИПКРО и стало известно о назначении слушательницы Марины Кузеновой директором Орловской средней школы. Такой вот вдохновляющий пример.

Комментарии

Алена Швенк, заместитель директора гимназии № 56 (Томск):

– Для меня учеба на курсах повышения квалификации стала настоящим прорывом. Организаторы настолько грамотно и правильно подошли к подбору материала и так выстроили программу, что даже человек, далекий от управленческой деятельности, освоил алгоритм действий. А понимание пусть даже маленьких шагов, понимание того, с чего начинать и в каком направлении двигаться, – это очень важно. Когда мы в группе подводили итоги, обсуждали, понравилось – не понравилось, я сказала, что я – Весы, и всегда сомневаюсь, то или не то делаю. А тут с помощью профессионалов я смогла оценить: да, двигаюсь в верном направлении. В процессе обучения для меня высветились и проблемные зоны. Например, возник вопрос: в течение какого времени человек может считаться резервистом? Одновременно появилось желание использовать прошедших обучение резервистов в качестве кураторов для тех, кто еще только включен в группу резерва.

Сергей Обеднин, директор средней школы с. Батурино (Асиновский район):

– Очень полезные курсы: колоссальный объем информации, много практики, обмен опытом – есть что использовать в своей работе. Я работаю директором всего три месяца, поэтому мне интересно все, что касается руководства школой. Если бы я прошел эти курсы до вступления в должность, мне было бы намного легче входить в курс дела. Для начинающих такая учеба, безусловно, необходима и очень значима. Два пожелания. Первое: две недели – слишком короткий срок для усвоения такого большого объема материала. Второе: кадровый рост надо мотивировать в том числе и материально.

Ольга Булыгина, заместитель главы Асиновского района по социальным вопросам:

– Мое отношение к проекту подготовки резерва руководящих кадров однозначно положительное. Это не просто своевременное, а слегка даже запоздавшее действие. Сегодня особенно остро дефицит руководителей ощущается в дошкольных учреждениях: найти компетентного, энергичного молодого заведующего детским садом очень трудно. А жизнь не стоит на месте, и этот дефицит нарастает. Я думаю, целенаправленная кадровая политика в сфере общего образования Томской области поможет выявить наиболее перспективных педагогов, способных после соответствующей подготовки занять руководящие и управленческие должности, и снимет остроту проблемы. Я общалась с некоторыми резервистами, прошедшими курсы в ТОИПКРО, – все отмечали высокий уровень преподавания и актуальность предложенных тем.

Ольга Герасимова, директор гимназии № 18 (Томск), член экспертной комиссии:

– Резервисты задавали вопрос: а если человек прошел школу кадрового резерва, а назначения не получил, что дальше? Но то, что они попали в резерв и прошли курсы повышения, – это, безусловно, очень полезный опыт. Они будут развиваться как педагоги, участвовать в профессиональных конкурсах. Это же не обязательно выход вовне, возможно развитие внутри своей школы. Получив на курсах новые знания, они смогут использовать их на благо родного учреждения. Очень важно, что резервисты пообщались с коллегами, познакомились с опытом других учреждений, задумались об изюминках своих школ и детских садов. Мое твердое убеждение: знания никогда не бывают лишними.

Статистика

В настоящее время в системе общего образования Томской области 1 556 руководящих работников (директора, заведующие и их заместители), из них 312 человек старше 55 лет. Количество педагогических работников, зачисленных в резерв на должности руководителей МОУ, составляет – 261 человек, или 17% от общего количества руководящих работников системы общего образования ТО.

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,,,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 24 = 28