Танцующая «Ника»

«Корявые лягушки»

— Мама, ты ничего не понимаешь! – упрекала меня дочь-первоклассница. — С мальчишками невозможно танцевать: они балуются, орут, они… какие-то лягушки корявые. Я больше на танцы не пойду!

— Знаешь, при правильном воспитании любая корявая лягушка способна превратиться в принца. Лучше уж на себя посмотри.

— А что — «на себя»? Вот учитель увидел на занятии, как мальчики нас «приглашают», и сказал: «Ну что же вы так девочек за руки хватаете? Надо же осторожно; они же хрустальные»!

— Молодец ваш учитель. Глядишь, и в самом деле воспитает. Ты потерпи, скоро ваши мальчишки изменятся.

Прошло несколько месяцев. Дочь заканчивала первый класс, ворчала, но занималась бальными танцами в ансамбле «Ника» при своей 40-й школе. И вдруг в конце мая, почти перед самым «выпускным» классным часом, потребовала туфли и длинное платье — танцевать с кавалером на выпускном.

— Да кто это решил-то? И почему вдруг ты?

— Партнер мой, Вовка, решил. Музыку уже нашел и сказал, чтобы приходила репетировать…

Без самодеятельности

Второй раз «Ника» удивила меня на концерте в честь своего пятнадцатилетия – 20 марта. Шикарный зал ДК ТПУ был полон — пришли выпускники, родители детей, единомышленники, соперники… И, главное, было на что посмотреть: концерт шел на одном дыхании – динамичный, разнообразный захватывающий, без единого следа плоской самодеятельности. За всем этим стоял, конечно, не один человек. За 15 лет в «Нике» сошлись талантливые, увлеченные педагоги. Ансамбль получил звание «Образцовый детский коллектив». Но героем праздника был, несомненно, его руководитель, титулованный танцор и учитель Николай Ренчин-Немаев. Ему – поздравления, цветы, улыбки самых красивых старшеклассниц и выпускниц ансамбля.

Три кита успеха

— Есть три кита, три позиции, на которых вырастает и держится успех, — размышлял уже после юбилея Николай Юрьевич. — Во-первых, это энтузиазм и неравнодушие педагога. Каждый ребенок талантлив, но раскрывается он тогда, когда приходит его время. Задача учителя – заметить и не упустить этот момент.

Вторая составляющая успеха – это родители, которые привели к тебе ребенка. Кто-то отдает свое чадо на танцы, как вещь в камеру хранения: пусть с пользой проведет время, вместо того чтобы болтаться по улице. Кто-то хочет, чтобы ему вырастили звезду. (Сейчас, имея педагогический опыт и наметанный глаз, я могу достаточно быстро определить реальные возможности ребенка. И если у родителей есть необоснованные иллюзии на этот счет, лучше сразу избавиться от них.)

Что же нужно в идеале? Просто вникнуть в интересы своего сына или дочери – и тогда все приложится.

Ну и, наконец, третья составляющая — энергия, возникающая в результате сотворчества педагога, ребенка и родителя.

Вообще успех – не просто кубок в руках или медаль на шее. Это, скорее, ощущение, которое приходит во время работы. Для одного успех — правильный шаг, вычурное движение, которое долго не удавалось. Для другого – преодоление психологического барьера на сцене. И высшая точка – отклик души танцора на музыкальное произведение, его преломление и посыл в зрительный зал. Если есть ответ зрителей, некая искра, значит, мы добились того, чего хотели.

Кредо руководителя

Умение понимать других людей, особенно детей, пришло к Николаю Юрьевичу постепенно, выросло из осознания своих интересов и предназначения. Николай с самого детства любил музыку, но больше всего его привлекало не сочетание звуков, а рожденные ими в сознании пластические образы. В старших классах он серьезно увлекся бальными танцами, а в студенчестве поступил в ансамбль «Экситон». На четвертом курсе перед молодым человеком встал выбор: заканчивать университет, продолжать танцевать или начинать работать?

Он сумел совместить решения всех трех задач. Пришел в «Школу искусств» (действующую при общеобразовательной школе № 40) и предложил создать свой танцевальный ансамбль. Педколлектив идею поддержал, и уже три месяца спустя «Ника» показала свои первые композиции. Потом были поездки во всероссийский детский центр «Океан», третье место в областном конкурсе «Звезды зажигает дворец», поездки на фестивали в Испанию и Германию, стопки грамот…

— Наших ребятишек всегда воспринимали как нечто неожиданное, — вспоминает Ренчин-Немаев. — Мы работаем на стыке жанров, вынося на суд зрителей не «чистый» бальный танец, а его некий сценический образ. Я учу детей передавать суть, заложенную в музыкальное произведение, через пластику тела. Это сложно, но это вдохновляет…

фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − четырнадцать =