Богатство на конце кирки

Разговор с заместителем губернатора по недропользованию Владимиром Емешевым накануне Дня геолога

Профессия геолога окутана романтикой. Просторы, костры и песни, путешествие, которое никогда не кончается… Профессия геолога – это тяжкий труд: экспедиции в царство зверья и гнуса, таежная неустроенность, неподъемные рюкзаки. Если же отбросить стереотипы, получится, что работа геолога – это разгадывание сложнейших природных загадок, полет фантазии на основе сложных расчетов. И физический труд, конечно, тоже – только с использованием современной техники и технологий.

Но вот красивая метафора о том, что благосостояние региона находится на конце кирки геолога, не теряет актуальности при любом раскладе. Это действительно так: главные достижения, которыми гордится область, основные направления завтрашнего прорыва были нам подарены именно геологами.

Эта трудная «легкая» нефть

— Владимир Георгиевич, расскажите об основных событиях 2007 года у недропользователей.

– Открытие нефти на правобережье Оби, получение первой тысячи тонн Бакчарской железной руды, ну и, конечно же — защищенный прирост нефти более 300 процентов при добыче в 10 млн. тонн.

— Что означает нефть на Южно-Пыжинской скважине для региона?

— Мы 40 лет разрабатывали левый берег Оби. Но сырьевая база истощается. Правобережье для Томской области – это как второе дыхание. Мы должны были открыть это месторождение, чтобы обеспечить социально-экономическое развитие региона на многие годы вперед. Замечу, что Южно-Пыжинская нефть подтвердила существование по-настоящему нового месторождения на территории Томской области – это случилось впервые за последние 15 лет.

— Ее долго искали?

— Скептики говорили: правобережье с его складчатой структурой «промыто», там нефти нет. Но некоторые ученые стали спорить: там может быть нефть! Мы пробурили две исследовательские скважины Восток-3 и Восток-1. Они были сухие, но в то же время показали, что нефть и газоконденсат здесь должны быть. В третьей – Южно-Пыжинской –при испытании в колонне из двух пластов отложений средней юры были получены обильные пленки нефти на пластовой воде. Нефть, найденная в Южно-Пыжинской скважине, высокого качества. В ней низкое содержание парафинов, плотность и вязкость, отсутствуют сернистые соединения, она легкая для переработки. Скважина «прошила» не менее шести нефтегазоносных пластов. В пласте присутствует не менее 10 млн. тонн извлекаемых запасов нефти.

Это настоящий прорыв. «Классическую» теорию геологи опровергли практикой. А ведь на территории Томской области очень много таких складчатых участков. Этот новый взгляд сулит области большие перспективы.

— Значит, на Правобережье много нефти?

— На нынешнем этапе прогнозы нужно делать осторожно… Ученые полагают, что в правобережном районе должно быть порядка 600-800 млн. тонн нефти и около 5 трлн. кубометров газа. Сейчас правобережьем занимаются очень серьезные научные силы: академический Институт геологии нефти и газа СО РАН, СНИИГГиМС и ТомскНИПИнефть (отраслевые институты), Томский госуниверситет и Томский политехнический.

— А на левом берегу?

— Открыто 9 новых месторождений. Здесь мы прирастили разведанных запасов нефти около 30 млн. тонн. Если учесть, что сейчас в области добывается примерно 10 млн. тонн в год, выходит, что на 9 месторождениях левого берега разведан «запас» на три года вперед. Он позволит томским нефтяникам продержаться на приличном уровне добычи, пока не пойдет нефть правобережья.

Настоящий бизнес понимает

— С чем связаны такие геологические успехи в 2007-м?

— Еще совсем недавно – в 90-х годах — Томская область не позиционировала себя как нефтяная. «Томскнефть» потихоньку продолжала добывать нефть, не развиваясь, остальное было погашено. Не было департамента по недропользованию, не видно было каких-то серьезных научных исследований. И министерство, соответственно, денег на нефтеразведку не выделяло. В 2005-м мы создали департамент. Мы тогда подняли два института – СНИИГГиМС и Институт нефти и геологии СО РАН. Из министерства пошли деньги. Сначала 250 млн., потом 700, еще через год 800… Через три года после активизации работ появились результаты.

— Но ведь геологоразведка велась не только на федеральные деньги…

— Да, как только удалось отстранить от «нефтяного пирога» перепродавцов, сюда пришли настоящие нефтяники, бизнес, который понимал, что надо бурить, наращивать сырьевую базу, открывать новые месторождения…Ситуация в геологоразведке в корне поменялась.

— Объемы бурения будут все нарастать?

— В нефтяной отрасли так не бывает. Здесь — волнообразный процесс. Классическое представление, которому геологов учат в институте: у нефтяников должен быть двухгодичный запас разведанных и защищенных запасов. У нас запас по области сегодня на три года. Но это средний показатель. Кому-то хватит разведанного на пять лет, и ему смысла нет пока бурить, другому (например, «Томскнефти») надо бурить очень активно.

Задачки для реального сектора

— Кроме углеводородов у нас есть и другие полезные ископаемые?

— Да – и теперь это громадный перспективный срез для экономики области! Раньше только гравий из речки добывали. Теперь можно много о чем говорить. Например, о золоте в районе реки Ушайки, о редкоземельных металлах. Громадный экономический потенциал у Таловских углей. В наших бурых углях много химических элементов, отсюда плюсом к энергетическому аспекту идет возможность промышленного изготовления, к примеру, азотных удобрений… Есть Каменский известняк — надо строить свой цементный завод, завод стройматериалов. Сегодня возим цемент из Топков, Новокузнецка, Искитима, из Китая даже… Еще один ресурс для реального сектора экономики – прекрасное месторождение песка с защищенными запасами в районе ТНХК, там нужно строить стекольный завод. Без этих заводов все наши амбициозные планы по строительству могут попросту не реализоваться.

Но все же главное событие года – Бакчарская железная руда. Предположение о ней было высказано учеными еще 40 лет назад. По-настоящему разведывать взялись два года назад частично на средства бизнеса, частично — областной администрации (она выделила на эти цели 12 млн. рублей). Предстоящая разработка Бакчарского месторождения — это решение целого комплекса масштабнейших проблем: инфраструктура, энергетика, строительство металлургического завода. Кстати, и угольные проекты наши здесь тоже могут быть полезны.

Все это – задачи для нашего реального сектора экономики. Геологи передали производственникам Томской области плоды своих трудов – теперь надо суметь ими хорошо воспользоваться. Создавать масштабные проекты и пробивать их через министерства.

— Какие геологические события ожидаются в этом году?

— Осенью состоится международная конференция, которая ознаменует столетие первого выпуска геологов в Томске и 90 лет с начала работы «Сибгеокома». Заложим памятную аллею Нефтяников и Газовиков — здесь будут принимать присягу молодые специалисты, сюда приведут первокурсников, чтобы провести по истории нефтяной и газовой отрасли.… Многим нашим выпускникам стоят памятники в других республиках и регионах — важно, чтобы молодежь знала об их достижениях.

Поздравляю геологов с праздником, желаю счастья, удачи, новых открытий, благополучия. С выражением «благосостояние региона находится на кончике кирки геолога» я полностью согласен. Геологическая отрасль ожила, а вместе с этим появились очень интересные перспективы у экономики всей области. С праздником!

Детали

Геологоразведочные работы и добычу нефти и газа на территории Томской области осуществляют 44 предприятия. Из них 37 имеют лицензии с правом добычи. Ее ведут 23 предприятия.

В 2006-2007 годы капиталовложения в геологоразведочные работы и обустройство месторождений увеличились с 4 млрд. рублей до 21 миллиарда. В 2007 году открыто 9 месторождений, защищенный прирост составил 32 млн. тонн извлекаемых запасов за счет геологоразведочных работ и 8 млн. – от их перерасчета, что превышает 370 процентов к объемам добычи.

Объем инвестиций, направленных на геологоразведку, составил 6,1 млрд. рублей (в этом году возрастет до 8,6 млрд.). Значительная доля средств ушла на буровые работы: в 2007 году пробурено 120 тысяч метров проходки, нынче эта цифра возрастет до 170 тысяч.

С рождения нефтяной отрасли такой эффективности геологоразведочных работ, какая существует сегодня, не было: раньше нормой были 90 тонн нефти на погонный метр проходки, а сейчас – уже более 400.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 + 19 =