Магазины «у дома» против монополии

Магазины формата «у дома» как стойкие оловянные солдатики: их теснят супер- и гипермаркеты, с ними не считаются поставщики… Рост цен на основную группу продуктов питания больнее всего ударил именно по небольшим магазинам. Подорожавшие хлеб, молоко, яйца здесь являются самыми ходовыми продуктами (в супермаркет, например, приходят не только за этим товаром). Во-вторых, хозяева мини-маркетов — покупатели небольших партий товара, в связи с чем не получают скидок и других бонусов от поставщиков и производителей. Низкие цены им удерживать сложнее, чем их соперникам — владельцам крупных торговых сетей.

Предприниматели объединились

Шестнадцать предпринимателей, в чьей собственности находятся магазины «у дома», объединились в Сибирскую торговую ассоциацию (СТА). Раз в неделю они проводят собрания, на которых прорабатывается совместная тактика продвижения бизнеса.

— Многие поставщики теперь поняли, что с нами тоже интересно работать, и, как результат, у нас увеличился товарооборот, — объясняет председатель СТА Вадим Коровников. — Разобщенность предпринимателей считаю главной проблемой малого торгового бизнеса.

Покупатели возвращаются

К конкуренции с крупными торговыми сетями хозяева мини-маркетов относятся без эмоций, как к уже привычной составляющей сегодняшнего рынка.

— Гипермаркеты нам даже не конкуренты, — полушуткой заявляет Коровников. — Это же маршрут выходного дня, а булку хлеба или бутылку растительного масла удобнее приобрести в наших магазинах.

Один из магазинов Александра Тулинова — «Теремок» — стоит между тремя супермаркетами: «Холидей», «Алпи» и «Фуд-сити». Но «Теремок» покупатели стороной не обходят:

— Когда открылся «Холидей», я потерял 25 процентов от обычной выручки, «Алпи» – 20 процентов. Но люди сходили на экскурсию и вернулись ко мне. Правда, не все — лишь половина прежних покупателей, — говорит хозяин «Теремка».

— Пожилые люди из моего магазина совсем не уходили: им нравится наш продавец, которая со всеми знакома и называет по имени-отчеству, — продолжает Евгений Парфирьев, владелец магазина, соседствующего с «Абрикосом». – Если рядом открывается супермаркет, нужно сразу принимать меры. Крупные сети, например, часто пользуются таким приемом: снижают цену на один из узнаваемых продуктов. Покупателям тогда кажется, что это магазин недорогих товаров. И я использую подобные приемы.

— Мой «Теремок» вписался в формат социального магазина. Осенью, когда цены на продукты везде резко поднялись, мы их, наоборот, понизили, и наши продажи увеличились. Помогла реклама: на подъездах близлежащих домов мы расклеили объявления: «Хотите сэкономить — приходите к нам», — рассказывает Тулинов.

Черный список летунов

Еще один больной вопрос для предпринимателей – дефицит кадров. Но проблема не в том, что на рынке труда нет продавцов. Как правило, они не задерживаются подолгу на одном рабочем месте. Когда обнаруживается недостача и служителя прилавка лишают премии, он часто забирает «свое» из кассы и уходит из магазина. Нередки случаи «бизнеса в бизнесе», когда продавец приторговывает своим товаром или незаметно меняет ценники и «надбавку» кладет себе в карман.

По опыту банков предприниматели завели реестр «историй» неблагонадежных продавцов: черный список есть и в оптовых, и в розничных местах торговли Томска.

— Мало кому удалось привлечь к судебной ответственности проворовавшихся продавцов, а от безнаказанности проблема только усугубляется, — говорит Александр Тулинов. – Ведем себя как служба безопасности: выясняем, где человек живет, какая у него семья, требуем рекомендации с прежних мест работы.

Бизнес-план не поможет

Увеличить количество магазинов в своих сетях для представителей малого бизнеса задача нелегкая. Предложений по продаже торговых площадей на вторичном рынке недвижимости немного, а на первичном приобретаются еще на стадии проектирования здания.

— Чтобы запустить новый магазин формата «у дома» площадью около 100 кв. метров, необходима сумма в 10 млн. рублей: на приобретение недвижимости, ремонт и покупку торгового оборудования. Чтобы наполнить магазин товаром, потребуется еще около 1 млн. рублей, — говорит Тулинов.

В перспективе – монополия?

— Радужных перспектив для нашего бизнеса не вижу. Сети развиваются гораздо быстрее, чем мы. Они пользуются и финансовой поддержкой кредитных организаций, и помощью властей в виде выделения участков. Чего я опасаюсь? Если в торговле останутся только крупные операторы розничного рынка, они могут договориться о сферах влияния и, не боясь конкуренции, устанавливать высокие цены. Тогда будет уже не рынок, а монополия, — считает Александр Тулинов.

 

Справка

Александр Тулинов, исполнительный директор СТА, директор ООО «Теремок», хозяин трех продуктовых магазинов. Окончил факультет электроснабжения Томского политехнического института. В торговле с 1991 года.

Вадим Коровников, председатель СТА, директор ООО «Маргпром», хозяин семи продуктовых магазинов. Окончил Томское высшее военно-командное училище связи. В торговле с 1992 года.

Евгений Парфирьев, директор ООО «Ода», хозяин пяти продуктовых магазинов. Окончил инженерно-педагогический факультет Томского педагогического института. В торговле с 1992 года.

 

Чуть ли не половина из 700 продуктовых магазинов в Томске расположены на арендованных площадях. Для арендодателя бизнес выгодный: они получают до 60 процентов от прибыли магазина.

СТРУКТУРА МАЛОГО БИЗНЕСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 ГОДУ 

 

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Дата Мероприятие Место проведения

Участие в мероприятиях федерального уровня

22 мая Презентация малого и среднего бизнеса Томской области на заседании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Совет Федерации, Москва

26-27 мая Участие делегации Томской области во всероссийских торжественных мероприятиях, посвященных Дню российского предпринимательства (конференция ТПП, торжественное собрание в Кремле) Москва

27-30 мая Участие делегации Томской области в Днях малого и среднего бизнеса России-2008 ВВЦ, Москва

Мероприятия в г. Томске

24-25 мая Мастер-класс Радмило Лукича по эффективным продажам (для предприятий IT-сектора) СБИ ТУСУР

26 мая Торжественное собрание, посвященное Дню российского предпринимательства Большой зал АТО, 14.00

27 мая «Круглые столы» по развитию предпринимательства в Томской области пр. Кирова, 41, зал «круглого стола»

28 мая Конференция по женскому предпринимательству (организатор — Томская ТПП при поддержке администрации Томской области) Дом ученых

29 мая Праздничный концерт в честь Дня российского предпринимательства (А. Маршал) Площадь у ДзиС, 20.00

30 мая Открытие второй очереди областного конструкторско-технологического бизнес-инкубатора ул. Высоцкого, 22, КТБИ

Мероприятия в муниципальных образованиях области

30 мая Открытие первой очереди бизнес-инкубатора Томского района п. Моряковка

23-31 мая Празднование Дня российского предпринимательства (выставки и конференции) в муниципальных образованиях МО Томской области

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × три =