Розничная культура

Недавно в Томске побывал вице-президент Союза издателей и распространителей печатной продукции (г. Москва), член совета директоров ОАО «Томскроспечать» Николай Топорков. Он рассказал «ТН» о том, как выглядит томская профессиональная розничная сеть на фоне других подразделений «Роспечати».

— «Томскроспечать» — это крепкое солидное сибирское предприятие, преодолевшее самые тяжелые времена своего развития: выход из состава Минсвязи, потерю подписки… Тогда нам просто «отрезали» один карман, и мы остались с убыточной розницей. Потом были поджоги киосков в лихие 1990-е… Затем нам пришлось акционироваться собственным коллективом без каких-либо дотаций от государства или инвестора. Все областные структуры «Роспечати» в те годы оказались в очень сложном экономическом положении. В то время появилась масса новых печатных СМИ, повысились наши затраты на их распространение. «Роспечать» вступила в новые экономические взаимоотношения с редакциями и издателями. Если раньше все вопросы решались в Москве, то теперь приходилось во многом ломать и свою психологию, и психологию редакторов, издателей.

— Но «Роспечать» выстояла. Киоски работают, газеты в них продаются…

— Да, и сейчас вкладываются серьезные средства в развитие киосковой сети, в ее расширение.

— Их у нас не хватает?

— В Томске их 55. Есть общеевропейский норматив: на 2 тысячи жителей должен быть один киоск периодической печати. Выходит, в Томске в идеале должно быть 250 киосков.

Да, в магазинах теперь тоже продают газеты и журналы. Но там идет «дикая» торговля. И никогда социально значимой общественно-политической газетой частник торговать не будет – он возьмет глянец, желтую прессу…

— И что не дает «Роспечати» развиваться?

— Здесь много проблем, в том числе — взаимоотношения с местной властью. Например, в Тюмени более 70 киосков. Каждый договор аренды земельного участка для каждого киоска у нас заключается сроком на 11 месяцев. Вот и получается, что еженедельно (!) один из договоров приходилось перезаключать. Мы предложили нашей горадминистрации навести в этом деле порядок – либо заключить один договор на весь город, либо разбить киоски по группам, округам. И срок увеличить до 3-5 лет. Наши предложения были приняты.

Но это не главная проблема. Беда «Роспечати» в том, что, выделив ее из состава Минсвязи, Госкомстат отнес ее к розничной торговле. Все на нас смотрят так же, как на продавцов пива, кваса, сигарет… Что для табачного киоска, что для газетного – ставка земельного налога одна и та же.

— Чего же хочет «Роспечать»?

— Если мы приходим к пониманию, что общественно-политическая газета населению нужна, что это социально значимое издание для города, региона, мы, конечно, будем ее распространять. Но давайте же подпишем тогда какое-то соглашение с администрацией о выполнении социального заказа, чтобы на нас смотрели не как на торговцев пивом, а как на организацию, выполняющую социально значимую функцию. Тогда мы сможем скорректировать цену на периодику, чтобы она стала более доступной. По аренде земельных участков нас следовало бы отнести к учреждениям социально-культурной сферы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − шестнадцать =