Маршрутный транс

Прочитал в «Томских новостях» от 13 ноября материал «Городской транс» о намерениях мэрии по развитию городского муниципального предприятия, которому ставится задача за два-три года захватить 50 процентов рынка пассажироперевозок — вдвое больше, чем сегодня занимает ТТУ. Хочу высказать несколько замечаний.

Начну с того, что 30 млн. рублей налогов, которые платит ТТУ, смело можно назвать фикцией – эти «налоги» городская казна вынуждена в виде дотаций возвращать на предприятие. То есть на социальные нужды они не идут. Причем это дотации только на содержание ТТУ – к ним нужно добавить расходы на приобретение подвижного состава и другие цели. Здесь же можно поставить и вопросы об эффективности и целевом расходовании бюджета – миллионные дотации и редкие троллейбусы на улицах, на мой взгляд, плохо сочетаются… (Как, кстати, не вспомнить сдачу в аренду базы ПАТП-2 на пр. Мира по льготным расценкам ООО «Горавтотранс» — в мэрии хорошо представляют, в какое состояние за эти годы пришла база и сколько средств нужно на ее восстановление.

При этом базу на ул. Высоцкого, которую арендует предприниматель Юрий Иванов, мэрия собирается, как я понял из материала, отобрать. А Иванов за эти годы там порядок навел – все как надо сделал.)

Маршрутники же, по самым скромным подсчетам, в год платят 16,5 млн. налогов, и это деньги, которые остаются в бюджете! То есть идут на содержание учителей, врачей и так далее. (Попутно замечу – на увеличение зарплат бюджетникам у городской власти все время денег не хватает, а десятки миллионов на дотации ТТУ – пожалуйста.)

Дальше. Одно из постоянных обвинений маршрутникам в том, что они не восприняли инициативу власти и не захотели объединяться в одно предприятие. Во-первых, дьявол, как известно, прячется в деталях – в конкретных условиях предлагаемого объединения, на которые предприниматели, знающие транспортную кухню, не могли согласиться. Во-вторых, многолетняя уже практика показала – пассажироперевозки, прибыльные у частных предпринимателей, сразу же становятся убыточными у крупных предприятий. Причин много – от эффективности управления до особенностей налогообложения (большинство маршрутников работают по «упрощенке»).

В общем, считаю, что не надо мэрии заниматься предвыборными играми: если эффективно работать с частным бизнесом, то можно частными руками и без всяких бюджетных вливаний все сделать.

Маршрутный бизнес находится сегодня в сложном положении. Если в 2001-2002 годах затраты на содержание автобуса составляли 120 тысяч, то в прошлом году у тех, кто стоял в «Горавтотрансе», расходы выросли до 340 тысяч. Как при таких условиях развиваться? Если несколько лет назад водитель на нашем 77-м маршруте наезживал за смену 6-7 кругов, то сегодня 5 – стоят в пробках, теряя заработок. А пресловутая цена проезда для пенсионеров? Власть, когда осуществляет социальную помощь из бюджета, все время говорит, что она должна быть адресной – с учетом реальных доходов тех же пенсионеров. А с ценой проезда что происходит? Утром сплошь и рядом едут совсем не бедные люди, судя по их одежде и сотовым телефонам, на работу едут, но расплачиваются по 6 рублей!

Официально брал справку для Арбитражного суда – иные запчасти за год в два раза дорожают. И продавцы запчастей не должны предоставлять на это повышение экономическое обоснование и.о. мэра Николайчуку или депутату гордумы Дееву. В Новосибирске проезд стоит 16 рублей, а условия работы те же – зарплаты и пенсии пассажиров, стоимость автобусов, бензина, запчастей. И больше 300 километров в день по городу (хоть Томск, хоть Новосибирск) маршрутка не намотает. Поэтому новосибирские предприниматели через два года меняют автобусы – ездят за новыми в Павловск. А томские предприниматели «обновляются», покупая в Новосибирске подержанные машины. Поэтому в Новосибирске и смогли частично на большегрузы перейти, а в Томске… Равно понятно, что троллейбус, проезд в котором стоит 5 рублей, ничего, кроме убытков, не привезет.

Впрочем, дело не только в цене проезда, а в отношении. Один пример. Весной на совещании в мэрии я остро ставил вопрос о конечной остановке маршрута № 77 – «Жилмассив». Дело в том, что на месте прежней стоянки ТДСК начал строить новый дом, а новую площадку нам не выделили – ютимся на временной, неприспособленной. Я выбрал место под площадку, обошел все инстанции, составил смету (300 тысяч), собрал подписи жильцов, заручился согласием владельца стоящего рядом магазина, подготовил технический рисунок. В итоге вновь прихожу в районную администрацию, а там говорят, мол, с 1 ноября это уже не наши полномочия, а департамента недвижимости, обращайтесь туда… Теперь по новому кругу придется ходить.

Владимир КОПАНИЦА, бригадир маршрута № 77

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.