По главной улице с оркестром

Через несколько дней детская школа искусств № 1 имени Рубинштейна большим итоговым концертом в театре драмы отпразднует свое 115-летие. Осознание громадной удаленности даты рождения – 1893 год, всего через 5 лет после начала занятий в Томском Императорском университете! – позволяет сказать: это юбилей не только школы, это живая история музыкального образования в Томске и в Сибири.

Крещендо

В 1893 году по инициативе выдающегося русского пианиста, композитора, педагога А.Г. Рубинштейна были открыты музыкальные классы Томского отделения Императорского Русского музыкального общества. Здесь учились дети и взрослые — люди, выбравшие музыку своей профессией и впоследствии успешно поступавшие в ведущие европейские консерватории, а также обычные горожане, музицирующие на домашних вечерах.

В 1912-м классы были преобразованы в музыкальное училище – историки констатируют зарождение музыкального профессионального образования в Сибири. Далее развитие его стало стремительным: в 1917-м параллельно с училищем в Томске заработала народная консерватория, в начале 1920-го – высшая музыкальная школа Сибири (также в ранге консерватории). К тому моменту в томских музыкальных учебных заведениях разного уровня обучались уже 1 850 человек. В других городах Сибири ничего подобного не было, и в Томск стекалась талантливая молодежь от Харбина до Урала – и это в дни гражданской войны!

Диминуэндо

Октябрь 1921 года томские историки-музыковеды и педагоги называют черным. Реформа уничтожила практически все, оставив Томску лишь музыкальный техникум с первой ступенью — школой в общей сложности на 200 мест. Позже техникум преобразовали в училище. А первая музыкальная до начала 1960-х годов оставалась в городе единственной (вторая открыта в 1961-м) и фактически входила в состав музучилища.

В соседних городах открывались и становились на ноги консерватории, музыкальные институты и академии. Ничего не менялось только в Сибирских Афинах. Наши выпускники уезжали из Томска…

Аллегро

Осенью 1961-го школа переехала в отдельное помещение на пр. Ленина, у нее появился собственный директор. Большие площади дали возможность увеличить количество специальностей и учеников. Кроме фортепиано, скрипки, баяна и аккордеона появились духовые и струнные инструменты. Как вспоминает Вячеслав Сухушин, преподаватель школы с 1961 года и ее директор в 1973-2006 годах, общество в то время отличало трепетное отношение к искусству:

— Бытовое музицирование было развитым, профессия музыканта – очень уважаемой. Соответственно, и конкурсы: мы несколькими приемными комиссиями прослушивали детей в течение двух недель — на 50-70 мест подавалось до 700 заявлений. Уровень обучения был очень высоким, программа – сложной. Появилась необходимость открытия «массовых» отделений.

В 1974 году в школе открылось хоровое отделение, в 1975-м – концертный хор «Подснежник», в конце 1970-х заработали хореографическое отделение и ансамбль танца «Карусель». Коллективы сразу были замечены, без них в конце прошлого века не обходились не только местные статусные концерты, но и многие правительственные.

Кабалетта

Многопрофильная школа искусств – идея и детище Сухушина. Мечтал о большой полишколе, чтобы под одной благоустроенной крышей дети обучались всему: музыке, танцам, изобразительному искусству (в первую очередь прикладному – береста, дерево, керамика).

Дважды эта мечта была очень близка к воплощению: в 1977-1979 годах была спроектирована просторная четырехэтажная пристройка, а в 1986-м Совмин принял программу развития социальной сферы Томска, в которую было включено строительство специального здания для музыкальной школы № 1 площадью в 4 тыс. кв. м с киноконцертным залом на 600 мест. Начались даже проектные работы…

Антракт

Сегодня музыканты первой школы постигают азы прекрасного все на той же тысяче «квадратов» в здании 1862 года постройки, хореографическое отделение устроилось на площадях 7-ого лицея, а изобразительное направление полишколы так и осталось в мечтах… Впрочем, они не беспочвенны — в самом конце разговора Вячеслав Сухушин обмолвился:

— Обнадеживает принятая в августе правительством России концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы. Сейчас в обладминистрации создается рабочая группа для выработки концепции региональной, будет составлена и программа с указанием источников финансирования. Отрадно, что в новых документах музыкальные школы уже не называются учреждениями дополнительного образования, их снова относят к системе начального профессионального образования. А значит, нас не будут, как сегодня, приравнивать к кружкам кройки и шитья…

 

Детский ансамбль классической музыки «Канцона» (скрипачи, блок-флейтисты, вокал и фортепиано) на днях приехал с конкурса «Северная лира» и международного фестиваля «Юность планеты» с победой. Профессоров Санкт-Петербургской консерватории они удивили не только очень чистым исполнением сложных классических произведений, но и живостью подачи. Летом томский ансамбль-дипломант отправится на международный финал «Северной лиры» в Европу. В «Канцоне» каждый ребенок владеет 2-3 инструментами, поет и танцует: половина детей ансамбля участвовали в фестивале и сольно – как исполнители.

 

«Сегодняшние наши дети – яркие, самостоятельные и свободные, — считает директор школы Лилия Усупова. — С ними интересно работать. Они знают, как организовать себя и как подать, много слышат, думают и понимают. Счастье, что в нашей школе собрались амбициозные и талантливые педагоги, не жалеющие сил и времени на своих учеников».

 

Вячеслав Сухушин – директор школы с 1973 по 2006 год.

 

В школе имени Рубинштейна сегодня обучается свыше 700 детей на 8 отделениях по 16 специализациям. По самым скромным подсчетам, школа дала образование более 6 тыс. томичей.

В школе учились: выдающийся композитор ХХ века Эдисон Денисов, член Союза композиторов РФ Константин Лакин, народный артист России Сергей Зеленкин, заслуженные работники культуры РФ Вера Тимофеева, Виктор Петров, заслуженный артист РФ Виктор Королев, кандидаты искусствоведения Татьяна Куперт и Наталия Чабовская, солисты Томской областной филармонии, дипломанты фестивалей плекторной музыки в г. Лагроньо (Испания) Ольга Лугачева и Алексей Пиоттух и многие другие.

 

За последние 5 лет 1,5 тысячи учеников школы приняли участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, в том числе в 12 международных. Звания «Образцовый детский коллектив» удостоены концертный хор учащихся хорового отделения «Подснежник», вокальный ансамбль учащихся хорового отделения «Por de vua», хореографический ансамбль «Карусель».

 

Музыкальный словарь

Крещендо (итал. crescendo, сокр. cresc., буквально — увеличивая) — в музыке постепенное увеличение силы звучания. Противоположное понятие – диминуэндо.

Аллeгро (итал. аllegro, буквально — весело) — обозначение быстрого темпа, иногда название пьесы (не обязательно веселого характера).

Кабалетта (от ит. cabalare — фантазировать) — небольшая оперная ария, часто героически-приподнятого характера.

Антракт (фр. entr’acte, буквально — междудействие) — 1. Перерыв между актами театрального представления или отделениями концерта. 2. Оркестровое вступление к одному из актов, кроме первого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.