«Близкий Атом» на страницах «ТН»

Сегодня в России функционирует 10 атомных станций – это 31 энергоблок. Индустриальный европейский центр России обеспечивают энергией Ленинградская, Калининская, Смоленская, Курская, Нововоронежская, Балаковская и Белоярская АЭС. Билибинская АЭС расположилась в зоне вечной мерзлоты за полярным кругом и снабжает энергией Чукотский автономный округ. Кольская дает свет и тепло Европейскому Северу страны. Волгодонская обеспечивает электроэнергией Южный федеральный округ.

Себестоимость энергии, производимой АЭС, относительно низкая. Поэтому строительство АЭС представляется эффективным решением проблемы энергодефицита.

В 2006 году утверждена федеральная целевая программа развития атомного комплекса. Согласно программе до 2016 года планируется ввести в эксплуатацию 10 новых энергоблоков общей мощностью не менее 9,8 ГВт.

Среди планов – строительство АЭС в Северске. Для Томска, привыкшего к соседству с военным атомным производством СХК, мирный атом под боком в новинку. Про жизнь рядом с АЭС хочется знать как можно больше.

В составе делегации Томской области корреспондент «ТН» Ксения Салюкова отправилась в Волгодонск и Нововоронеж, чтобы своими глазами увидеть, как живут атомные регионы, насколько тщательно обеспечена безопасность АЭС, с какими сложностями сталкиваются города атомных строек. Об этом и многом другом читайте в проекте «Близкий атом».

Нововоронежская АЭС – прошлое, настоящее и будущее атомной энергетики

Поглазеть на действующий реактор

В Нововоронеже не без гордости замечают: местная АЭС — одна из самых открытых в стране. Начиная с 1980-х годов сюда регулярно привозили делегации иностранцев, чтобы познакомить с советским мирным атомом. Сейчас проводят экскурсии для школьников. В здании 4-го блока АЭС имеется единственная в стране смотровая площадка, с которой можно понаблюдать за тем, что происходит в реакторном зале.

Из-за смотрового стекла различима только видимая часть «айсберга» – колпаки над реакторами 3-го и 4-го блоков. Корпуса реакторов находятся ниже. Рядом с колпаком расположился бассейн выдержки, куда на несколько лет помещают отработанные топливные кассеты, чтобы те остыли. После этого кассеты погружают в контейнеры и транспортируют на заводы по переработке ядерного топлива.

Уровень радиации за стеклом – не выше естественного фона. Обслуживающий персонал облачен в белые костюмы наподобие хирургических.

– Вот, смотрите: в зале горят зеленые лампочки-индикаторы, – поясняет Тамара Жбанникова, инженер отдела информации Нововоронежской АЭС. – Это значит, что радиационный фон реакторного зала в норме. Когда фиксируются какие-либо отклонения, лампочки загораются красным. Если норма будет существенно превышена, зазвучит сирена и люди покинут помещение.

Мирное течение жизни атомного реактора нарушается, по сути, один раз в год, когда приходит время менять отработанные топливные кассеты:

– Сгорание всего топлива рассчитано на 3 года, – рассказывает Тамара Владимировна. – Но из-за того, что топливо по центру выгорает быстрее, перезагрузку реактора мы производим раз в год. Кассеты из центра удаляются, их место занимают те, что стояли на периферии, а место около стенок реактора занимают новые кассеты.

При этом радиационный фон в реакторном зале также повышается незначительно – операциям с отработанным топливом предшествует целый ряд подготовительных этапов, призванных обезопасить процедуру.

Наша справка

Нововоронеж — город энергетиков в Воронежской области. Был основан в 1957 году как поселок городского типа Ново-Грэсовский. В Нововоронежский поселок был переименован в связи со строительством Нововоронежской атомной станции. Население города сейчас – 35,2 тыс. жителей. Основные отрасли экономики: атомная энергетика, радиопромылешнность, производство строительных материалов.

Нововоронежская АЭС – одна из старейших в России. С 1964 года в Нововоронеже построено 5 энергоблоков. Из них два – первый и второй – уже выработали свой ресурс. Срок эксплуатации третьего и четвертого, построенных на базе реактора ВВЭР-440, продлили до 2016 и 2017 годов. В 2010-м заканчивается срок эксплуатации пятого реактора ВВЭР-1000. Сейчас оформляются документы на продление на 15 лет и его срока службы.

В 2007 году в Нововоронеже на новой площадке началось строительство еще двух энергоблоков. Шестой и седьмой блоки – структурное подразделение уже новой Нововоронежской АЭС-2.

 

30 лет службы – не предел

По проектным срокам эксплуатации четвертый «показательный» энергоблок необходимо было вывести из эксплуатации в 2002 году (третий планировалось остановить в 2001-м), однако специалисты нашли возможным продлить сроки эксплуатации блоков на 15 лет. Сейчас второе рождение ждет и пятый энергоблок:

– Процедура продления срока эксплуатации начинается за 5 лет до исчерпания проектного ресурса, – рассказывает Владимир Поваров, первый заместитель директора Нововоронежской АЭС. – Сначала проводится комплексное обследование состояния оборудования, оцениваются его ресурсы. Затем мы готовим инвестиционный проект по поставкам, модернизации и замене оборудования. Энергоблок, срок службы которого продлевается, должен удовлетворять всем стандартам безопасности Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ). По нормативам вероятность повреждения активной зоны реактора должна составлять максимум 10-5 в год. Это значит, что такое происшествие гипотетически возможно не чаще чем раз в 100 тыс. лет.

Так, после обследования третьего и четвертого энергоблоков специалисты пришли к выводу, что вероятность повреждения активной зоны реактора составляет 10-3 в год. Разрешение на продление срока службы энергоблоков Нововоронежская АЭС получила лишь после модернизации, когда вероятность повреждения стала составлять предписанные МАГАТЭ 10-5 в год.

Для того чтобы запустить в работу еще на 15 лет пятый энергоблок, на территории АЭС сейчас сооружают дополнительное здание безопасности и дизельной электростанции.

 

Стерильная стройка

 Сейчас Нововоронежская АЭС на 85% обеспечивает электроэнергией промышленную Воронежскую область. Чтобы регион не настиг энергодефицит, здесь в 2007 году взялись за сооружение двух новых энергоблоков. Их пуск в эксплуатацию запланирован на 2012 и 2013 годы.

Фундамент реакторного здания шестого нововоронежского блока уже заложен. Работы по закладке седьмого начались этим летом.

– Посмотрите на культуру производства в атомном строительстве, – показывает свои владения Константин Бородин, начальник управления строительством Нововоронежской АЭС-2, инженер московского института «Атомэнергопроект». – Уж поверьте мне, ничуть не хуже, чем на хваленом Западе.

В должность начальника управления строительством Нововоронежской АЭС-2 Константин Александрович заступил в декабре 2007-го. До этого 7 лет курировал строительство атомной станции в Китае. Но и на «хваленом Западе» провел немало – 5 лет проработал на строительстве АЭС в Финляндии:

– После Китая мне больше никуда не хочется, – с улыбкой вздыхает он. – Тяжело жить за границей долго. Хочется жить дома.

Станция, строительство которой Бородин курирует в Нововоронеже, будет ничуть не хуже построенных «Атомэнергопроектом» за рубежом. Здесь будет сразу два ноу-хау, оба связаны с безопасностью энергоблоков.

– Самое страшное, что может произойти с реактором, – повреждение его корпуса, – рассказывает о новшествах Константин Бородин. – В этом случае есть риск, что расплавленная активная зона разрушит нижнюю плиту корпуса реактора, герметичность защитной оболочки, и расплав температурой 250 °С попадет в землю. Толщина корпуса реактора – 250-300 мм специальной стали, способной выдержать температуру до 1000 °С, поэтому вероятность такой аварии ничтожно мала. Тем не менее, чтобы застраховать людей и от этой гипотетической угрозы, русские конструкторы разработали так называемую ловушку для задержания и охлаждения расплава в активной зоне. Если говорить совсем просто – это бетонная кастрюля, наполненная водой и расположенная под днищем реактора. Даже если его корпус будет поврежден, дальше ловушки расплав распространиться не сможет и будет охлаждаться водой, стекающей в ловушку.

 

Не хватает кадров

…Атомная стройка действительно мало напоминает ту, что мы привыкли видеть – с горами строительного мусора, битого кирпича и гастарбайтерами. Здесь действительно сохраняют образцовый порядок. Но вот со строителями, способными поддержать высокую культуру атомного производства, как в Нововоронеже, – проблема:

– По графику на двух строительных площадках нам необходимо около 1,5 тыс. человек, но строительный штат укомплектован лишь на 60%, – рассказывает Константин Бородин. – Здесь нужны люди, которые имеют опыт в промышленном строительстве, а их не так много.

Из-за отсутствия опыта в строительстве атомных объектов, а также необходимых лицензий участие воронежских подрядчиков в стройке ограничено:

– Мы не можем с ними сотрудничать на строительстве главного реакторного здания, – объясняет Бородин. – Однако воронежцы активно участвовали в подготовке площадки для строительства, работают с нами по поставкам некоторых видов материалов, участвуют в строительстве вспомогательных объектов.

 

Порожние, но полезные

Нововоронеж уникален тем, что здесь своими глазами одновременно можно увидеть прошлое, настоящее и будущее российской атомной энергетики. Первый реактор, запущенный в 1964 году, погасили в 1984-м. Второй, начавший работу в 1969-м, прекратил выработку энергии в 1990-м.

– Было время, когда активно обсуждался вопрос о выведении энергоблоков из эксплуатации и доведении места, где они функционировали, до зеленой лужайки. Но теперь мы пришли к выводу, что это нецелесообразно, – говорит первый заместитель директора Нововоронежской АЭС Владимир Поваров.

Радиоактивное топливо из реактора давным-давно вывезено, радиоактивные отходы захоронены. А сами здания используются как складские помещения.

– В зданиях выведенных из эксплуатации энергоблоков располагается насосная группа, которая занимается вопросами поставки тепла в Нововоронеж. Кроме того, там находится центральный щит управления АЭС, дежурный диспетчер атомной электростанции, который управляет схемой выдачи мощностей, – объясняет Владимир Поваров. – В помещениях машзала складируется оборудование концерна – запасные задвижки, насосы, генераторы для турбин. Наличие этого оборудования на складе позволяет быстро производить ремонтные работы. И несмотря на то что блоки не участвуют в процессе выработки энергии, они по-прежнему функционируют и служат атомной отрасли.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × четыре =