Город будущего

Слово «очередь» завтра попадет в разряд устаревших?

 Что более всего раздражает и утомляет жителей больших городов? Очевидные следствия высокой численности и скученности населения: теснота в транспорте, толпы на улицах и в магазинах, суета.

Но главное – это все же очереди. Психологи утверждают, что даже ради самого важного дела человек в состоянии выдержать в очереди без ущерба для своей психики всего 30 минут. Кто бы вот взялся да подсчитал тот колоссальный ущерб, который наносится нашему здоровью часами, проведенными в разнообразнейших присутствиях, поликлиниках, почтовых отделениях…

Нельзя сказать, что учреждения и службы вовсе не ведут борьбы с этим «вечнозеленым» российским злом, однако эффект зачастую менее очевиден, чем сами усилия. Возможно, дело в нашей ментальности и исконной российской нерасторопности?

Идентификация

Автоматизация томских муниципальных учреждений здравоохранения заметно сократила некогда убийственные очереди в регистратурах поликлиник. Там, где автоматизация была осуществлена более полно и глубоко, эффект почувствовали острее. Оно и понятно: машина в простых организационных делах «соображает» куда быстрее самого сообразительного сотрудника, да и вопроса ментальности перед ней не стоит.

Нет ничего удивительного в том, что разработчикам программного продукта для медицинских учреждений и главам поликлиник-лидеров пришла в голову мысль не останавливаться на достигнутом:

— Летом мы выдали некоторым нашим пациентам персональные пластиковые карты, посредством которых информация о владельце (имя, возраст, адрес, номера документов, страхового полиса, сведения о льготах и многое другое) моментально считывалась в базе данных автоматизированной информационной системы, разработанной «Элекардом», — рассказывает главврач 10-й поликлиники Юрий Исаев. – Эта компания установила в нашей регистратуре и врачебных кабинетах считывающие картридеры. Демонстрация возможностей системы впечатлила не только гостей, но и самих сотрудников поликлиники. Представьте: посетитель протягивает в окошко карточку, регистратор вставляет ее в картридер, секунда – и на экране все необходимые сведения с фотографией пациента, одно нажатие клавиши – и врач получает информацию о человеке, который идет к нему на прием. Обслуживание больного в регистратуре сократилось в разы. Так мы продемонстрировали, что на уровне поликлиники проблема идентификации пациента с помощью карты легко решаема.

Все в одном

Гостями 10-й поликлиники в тот день были люди, инициировавшие проект создания единой социальной карты томича, представители учреждений здравоохранения, страховых компаний и Сбербанка. Демонстрация удалась на славу, но еще более впечатлили обрисованные инициаторами перспективы.

— Идентификационная и логистическая функции (отслеживание перемещений пациента внутри поликлиники) – это, конечно, полезная, но не главная из тех задач, которые может решать единая социальная карта, — поясняет вице-президент по стратегическому развитию ГК «Элекард» Константин Беляков. – Но информационная карта – это вещь в себе, она не будет настолько полезной владельцу, как хотелось бы. У нас возникла идея совмещения универсальной информационной карты с платежным средством – сберкартой. То есть в нее могут быть «вшиты» несколько технологий, но в первую очередь это будет все же межбанковская платежная карта.

А значит, кроме полной социальной информации из разрозненных на сегодняшний день баз здравоохранения, соцзащиты, страховых компаний и пенсионного фонда в ней могут содержаться и все «социальные» деньги – пенсии, коммунальные и транспортные субсидии, средства на дополнительное лекарственное обеспечение. В этом случае пенсионеру уже не надо будет ждать почтальона, можно получить деньги в ближайшем банкомате, можно прямо с карты рассчитаться за коммуналку, за продукты в магазине и за лекарства в аптеке, где будут установлены терминалы. В карте может находиться также бесконтактный чип для работы с пропускными терминалами на транспорте.

Особенность платежной системы Сберкарт — она может работать в режиме оффлайн. А это значит, не обязательна интернет-связь в момент расчета, это можно сделать в любое время и в любом месте, где установлен терминал.

Крашеные деньги

В строение будущего универсального социального электронного «кошелька» заложено удивительное свойство: он способен «подкрашивать» деньги и разделять их по назначению. По сути, здесь будет несколько (до восьми) автономных кошельков. Пенсию можно снять в банкомате или истратить в магазине, но вот жилищную субсидию удастся направить только на оплату коммуналки, средства по программе ДЛО оставить в аптеке, а транспортными деньгами рассчитаться за проезд – и никак иначе… Если учесть, что среди сегодняшних наших льготников, к сожалению, немало людей, которые с готовностью тратят жилищные субсидии не на оплату услуг, а на совсем иное в ближайшем ларьке, то это свойство «электронного кошелька» становится очень весомым аргументом в его пользу.

Это будет завтра?

По сути, речь идет о создании на территории Томской области проекта российского масштаба, успех которого практически гарантирован самой постановкой вопроса, ведь в точности, четкости и прозрачности движения денег на «социальном рынке» заинтересованы все участники процесса. (Кроме разве что любителей половить рыбку в мутной воде, но об их благополучии беспокоиться не будем.)

Пользователи социальных благ получат дополнительные бонусы в виде скидок за безналичные расчеты плюс удобство – избавление от тех самых «вечнозеленых» очередей плюс возможность из дома забронировать себе определенные товары и услуги, зарезервировать лекарства в аптеке и время приема в поликлинике…

Пожалуй, главное отличие томского проекта от опыта прочих российских регионов по введению единой социальной карты состоит даже не в предполагаемой широте охвата социальной действительности, а в том, что разработчики технологии находятся здесь, в Томске (а значит, интервал реакции «проблема — решение проблемы» будет минимальным). Еще в том, что новый программный продукт уже интегрирован в реальность. Что муниципалитет уже автоматизировал все свои поликлиники и обучил персонал. Что власть, городская и областная, с готовностью откликнулась на эту инициативу – в обладминистрации уже создана рабочая группа из представителей разных департаментов…

По мнению разработчиков, в продвинутой Томской области все готовы воспринять эту социальную новацию – медицина, страховые компании, соцзащита, торговля, фармация… Осталось раздать карты примерно 250 тысячам томских пенсионеров и льготников.

— Не просто раздать, а сделать их нужными для всех, — уточняет вице-президент «Элекарда».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − 4 =