«Кричат галки»

«Мужество обсуждать злые проблемы»

На прошлой неделе в Томске побывали высокопоставленные представители КПРФ и презентовали антикризисную программу компартии. И если сама программа вызвала скепсис, то прогнозы о векторе роста социальной напряженности – тревогу.

15 «четких и однозначных путей» КПРФ по выходу из кризиса – национализация базовых секторов экономики (энергетика, газопроводный транспорт и т.д.), прогрессивная шкала налогообложения, ужесточения банковского законодательства, сокращения налогового бремени на реальный сектор, приоритет социальным программам и т.д. Словом, как резюмировал секретарь ЦК КПРФ по организационной и партийной работе Валерий Рашкин: – «Выход из кризиса – это социализм».

«Измы» оставим в покое. (Национализация? Несмотря на настойчивые вопросы, высокие гости так и не назвали пример эффективной госкорпорации и согласились с томскими журналистами, что дело не в форме собственности, а в эффективности управления. Прогрессивная шкала подоходного? Дьявол в последствиях – размерах доходов, которые будут уведены в тень. Помощь базовым отраслям? Уже на триллионы рублей госпомощь оказана, и ряд экономистов уже назвали это занятие и его последствия «разбрасыванием денег с вертолета».) В общем, «измы» оставим, а вот о социальном прогнозе коммунистов следует задуматься.

На вопрос, кому — в какую пустоту? — адресована программа КПРФ, председатель кадровой комиссии при ЦК КПРФ Валентин Романов ответил «историко-психологическим» примером:

— Царь Николай II в день начала февральской революции был в пригороде и записал в дневнике: «Подошел к окну. Кричат галки. Скучно. Ничего не происходит». А такая светлая голова, как Владимир Ильич Ленин, в конце 1916 года в одном письме пишет: «В Европе глухо. Кажется, нашему поколению до революции не дожить». А через три месяца — февральская, а потом рывком – с 25 тысяч большевиков в феврале до 350 тысяч большевиков в октябре, и Октябрьская революция. Это как ледоход: зима стоит месяцы, все глухо, и кажется — никогда эта глыба ледяная не тронется. А незримо лед тает — общественное мнение, провожу параллель, накапливает некий потенциал, и во время кризиса рывком происходят сдвиги в общественном сознании.

Понятно, что пример был приведен в самом положительном смысле. Но у меня свое отношение к Великому Октябрю, и меня это сравнение заставило вспомнить давний афоризм — в каждой сложной ситуации обязательно есть простое, всем понятное, привлекательное и неправильное решение. Например, поставить управляющими банков комиссаров в кожаных тужурках.

Только не подумайте, что вытаскиваю из чулана продранное еще в 1990-е годы знамя борьбы с «красно-коричневой чумой», как тогда любили выражаться правительственные пиарщики. Дело же совсем не в том, что сильно сомневаюсь в эффективности антикризисной программы КПРФ. Проблема в том, что эксперты и бизнесмены критикуют антикризисные меры правительства РФ: говорят о проедании предприятиями оборотных средств и росте просроченных кредитов, увеличении суррогатных расчетов, падении банковской ликвидности и росте «токсичных активов». Словом, эксперты говорят о начале второго витка кризиса.

И вот этому трудно не верить. Показательно, насколько уже истошно «кричат галки» всех региональных бюджетов. На мой взгляд, секвестр расходов областного бюджета на 8,7% и бюджета Томска на 14,9 % (!) со всей откровенностью сказали о состоянии макроэкономики и, главное, о наиболее возможной тенденции.

И когда Валентин Романов сказал: беда, что партия власти «теряет инстинкт самосохранения и не способна подниматься до мужества обсуждать злые проблемы», было понятно, что он проводит аналогию до конца — император на даче занят любимым хобби (колет дрова), а тем временем…

Тем временем вызревало простое, всем понятное, привлекательное и неправильное решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − четыре =