Томская Швейцария

— Я охотник, получаю удовольствие от хорошего выстрела, — рассказывает томич Сергей Жабин. – Не ожидал, что еще большее удовольствие получу от того, что сфотографировал живого бобра…

Бобры у Сергея Ивановича живут прямо перед дачным домом, в десятке метров от крыльца. А дача расположена в городской черте, в районе Аникина, на берегу Басандайки.

— Начали строить плотину, — показывает хозяин толстое сваленное дерево. – Сейчас они его еще «порубят» на куски и сплавят вниз. Томские охотники жалуются: мол, бобры понастроили везде плотин, запрудили речки. А я считаю, вреда от них нет, только польза: приезжаешь после городской суеты, вымотанный, сил уже нет… А тут такое. И проблемы отступают…

— А вон на том дереве гнездится коршун. Еще сюда, на реку, каждый год прилетает зимородок. Осенью прямо с крыльца подманиваю рябчиков на манок, чирки берут хлеб из рук… Пеночка как-то прямо в трубу упала, пришлось открывать заслонку, чтобы ее выпустить.

А вот видите в ведре рыбу? Поймал на удочку. Я ее копчу: и себе хватает, и соседям раздаю. Казалось бы, берега реки так плотно застроены, а вода – чистая. Здесь нерестятся чебак, хариус. Попадался на удочку подкаменник, я отпустил (он занесен в Красную книгу Томской области). Ловил речную миногу, гольца сибирского – ихтиологи ломали голову, откуда он здесь взялся. Пескари живут, а это самый хороший показатель чистоты воды. Больше всего вредят природе химия и промышленные предприятия… И, конечно, главная проблема – мусор. Спасибо, что департамент природных ресурсов нашел механизм получения федеральных денег для очистки малых рек. Два года в Москве добивались этого: появились программа и средства. Река и сама очищается, но надо ей помочь.

— Вот с гадюками у меня отношения не сложились, — улыбается Сергей Иванович. – Две змеи приползли и поселились под баней. Мне сказали: «Они в постель залезут греться», спать не мог, боялся. Гадюк выгнал. А луговых собачек не трогаю, хоть они весь огород перекопали. Это же я пришел на их территорию, не они…

Когда люди у меня гостят, часто говорят: прямо Швейцария какая-то. Я не был в Швейцарии, но когда долго не приезжаю на свой огород, становится тоскливо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + три =