Гравитация информации

Уже несколько дней журналистский Томск обсуждает финансовые проблемы «Томской недели», из-за которых не вышел в свет прошлый номер газеты. Информация противоречива. По одной версии, затруднения носят локальный характер и первоначальная сенсация о непременной безвременной кончине «Недели» излишне преувеличена. По другой – проблемы действительно очень масштабны и неразрешимы.

Я лично считаю, что из-за финансовых причин скоропостижных смертей газет не бывает – как правило, издания погибают медленно и мучительно. Это первое. Во-вторых, как бы ни был велик масштаб проблем, полагаю, что Александр Деев, как публичный политик, депутат и экс-кандидат в мэры, не может обвальным образом уронить в грязь свой рейтинг.

Но не об этом хотел поговорить, а о том, как в процессе обсуждения тема перерастает в разговор о журналистике вообще, и разговор этот, увы, множит мифологемы и исподволь вытесняет реальную жизнь.

Вот один человек написал о «Неделе» — «единственное оппозиционное СМИ», пять человек это машинально повторили, и рождается ярлык. И лохматая жизнь уже математически уложена по клеточкам, бирки навешаны и пронумерованы. Одно СМИ — оппозиционное, остальные по определению – напротив. Правительственные. В том числе один из брендов Томска – ТВ-2. И об этом даже не спорят… (Вообще, я не очень понимаю само понятие «оппозиционное СМИ»: по-моему, издания делятся на профессиональные и непрофессиональные.) Между тем в который уже раз повторяю: пусть Александр Деев скажет-таки, у каких таинственных спонсоров он уже полтора года берет деньги на издание газеты. После чего мы все постараемся узнать, какие интересы эти спонсоры преследуют. И тогда, сопоставив факты, самостоятельно решим – оппозиционная газета «Томская неделя» или же совсем иного сорта.

Вот еще один человек написал – «самое популярное СМИ», пять человек повторили, и появляется еще один ярлык. Одно – популярное, остальные – …ну, понятно. И никто не может вспомнить об одной из главных причин популярности – демпинге на рынке подписки на деньги тех самых таинственных спонсоров. (Ответственно заявляю, что «Неделя» от подписки получает считанные копейки – практически все уходит «Почте России» в оплату за доставку.) И никто уже не помнит, что другие издания не на спонсорские деньги живут, а на заработанные. И потому у них, спасибо кризису, финансовые трудности из-за скукоживания рекламного рынка (ушли банки и авиакомпании, турфирмы и нефтяные компании, и т.д. и т.п.). А у «Недели», которая и в тучные годы рекламу не собирала, может быть только один кризис – уход спонсоров.

Вот третий человек тревожится – что будет с «Неделей» дальше? И все вслед тревожатся. Между тем на глазах угасают другие издания, некогда вполне успешные и популярные. И даже, представьте, вполне себе оппозиционные. И главная причина угасания – потеря былых основных источников финансирования. И никто не замечает их тоски. Как не замечают растущий уход журналистов из профессии. (Знаю талантливого автора, ставшего несколько лет назад победителем на «Акулах пера» и недавно ушедшего в парикмахеры.)

Наконец, столь же мифологично чуть ли не всеобщее позиционирование «Недели» как качественной прессы. Для последней обязательно объективное освещение событий. Например, при описании конфликта обязательно представить оценки всех его участников. «Неделя» себя этим не утруждает. Равно как и еще многими нормами качественной журналистики. Потому что они сплошь и рядом очень мешают пресловутому оппозиционному пафосу газеты.

Вообще, проблема стремительного сокращения качественной прессы горячо обсуждается во всем мире. Недавно организация Free Press в США заявила, что «журналистика как институт рушится на глазах», призвала объявить качественную прессу национальным достоянием и оказать ей господдержку. В России вопрос стоит еще более остро. Например, тираж польской «Газеты выборчей» превышает совокупный тираж всей российской ежедневной качественной прессы. А в регионах, в том числе и в Томске, ситуация еще печальнее. «Достаточно допустить, чтобы газета попала в руки не слишком эффективного менеджмента, помимо краткосрочных политических интересов никаких целей в информационном пространстве не преследующего», – это определение бывшего журналиста «Недели» Андрея Соколова можно адресовать не только Александру Дееву…

А «Неделе» дай бог здоровья. Потому что у всех есть недостатки. Они же – достоинства. И право на жизнь имеют самые разные издания – в каждом мало-мальски демократическом обществе должны быть альтернативные предложения читательским аудиториям разного рода.

P.S. Гравитация (всемирное тяготение) (от лат. gravitas – «тяжесть») – фундаментальное взаимодействие в природе, которому подвержены все материальные тела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 2 =