На фоне падения цен на нефть бензин самой массовой марки подорожал до 20 руб. 90 коп.
Рост цен на топливо стал столь стремительным, что у потребителей рождается закономерный вопрос: «Куда смотрит антимонопольная служба?» Тем более что в соседних регионах (Омской области, Алтайском крае) недавно были возбуждены дела против нефтяных компаний, обвиненных в сговоре. А на прошлой неделе Московский арбитражный суд отклонил иск «ЛУКойла» – компания пыталась оспорить штраф в 1,4 млрд рублей, наложенный ФАС за необоснованное повышение цен летом 2008-го.
Попытка не пытка
Сергей Паньков, начальник отдела экономического анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области:
– Удалось добиться хотя бы того, что изменение цены перестало происходить на заправках одновременно, как раньше, и теперь у нас нет оснований обвинять томские компании в осуществлении согласованных действий, направленных на установление и поддержание розничных цен на ГСМ. В прошлом такие основания были. Так, в феврале 2008 года Федеральной антимонопольной службой России по нашим материалам было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Томскнефтепродукт» и ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» (на томском рынке представляющим марки «Роснефть» и «Сибнефть» соответственно). Разбирательство длилось долго: сговор трудно доказывать. Суды двух инстанций обвинения отклонили, однако месяц назад Федеральный арбитражный суд Московского округа удовлетворил кассационную жалобу ФАС и отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Теперь компании «Томскнефтепродукт» и «Газпромнефть-Кузбасс» обязаны уплатить очень большой штраф – от 1 до 15% от оборота (речь идет о 30 с лишним миллионах рублей).
То, что происходит с ценами в настоящий момент, от томских предприятий зависит мало: рост обусловлен объективными внешними факторами. В частности, в течение последних трех месяцев происходит резкий скачок оптовых цен. Так, в декабре 2008-го тонна 92-го бензина стоила 12-13,5 тыс. рублей, в июне 2009-го – уже 22-26 тыс. рублей. То есть стоимость нефтепродуктов поднялась в два раза, тогда как на розничном рынке подорожание составило около 30%. К сожалению, наше управление не имеет возможности оказывать какое-либо влияние на оптовый рынок — производство находится за пределами Томской области.
Договорам место
Пресс-служба ОАО «Газпром нефть» (г. Москва):
– Нефтяные компании ориентируются при ценообразовании на мониторинг цен независимыми информационными агентствами (КОРТЕС, Аргус, Platts). При наличии практически единственного ценового индикатора баланса спроса и предложения нужны согласованные действия регулирующих органов и отраслевых игроков по созданию рыночной среды и понятных всем индикаторов. Ключевое направление для совершенствования механизма ценообразования – создание товарно-сырьевых бирж.
Формализация ценообразования может быть полезной в случае, если правительственные органы заложат конкретное условие в политику ценообразования на российские нефтепродукты, к примеру участие в биржевых торгах или ориентация на котировки какого-либо независимого агентства. Поскольку сейчас такого принципа не существует, и ФАС не устраивают индикативные котировки агентств, любая цена на нефтепродукты при такой трактовке может быть признана неадекватной.
Что касается конкретного дела, возбужденного Томской антимонопольной службой против «Газпромнефть-Кузбасса» и «Томскнефтепродукта», то мы считаем постановление кассационного суда незаконным, вынесенным в противоречие с действующим законом о защите конкуренции и иными нормативными актами.
ценообразование
Из справки «Ценообразование на нефтепродукты в России», предоставленной пресс-службой ОАО «Газпром нефть» (см. схему).
В России, по оценке различных экспертов, более половины (почти 60%) стоимости нефтепродуктов составляют налоги. В частности, около 26,4% в структуре цены составляет НДПИ, около 11,9% – акцизы, 15,4% — НДС и 5,3% – налог на прибыль. И только лишь остальные 40% цены составляют затраты на себестоимость добычи нефти (6,6%), расходы на транспортировку (16,8%) и только 10% — собственно прибыль нефтяников и 6,2% – прибыль заправок.
Для сравнения: в одном литре продаваемого в Америке бензина содержится всего 11% налоговой нагрузки.