По делу Александра Макарова допрошен Анисим Учитель
Продолжается рассмотрение 7-го эпизода, связанного с акционированием Томского центра оптовой торговли по ул. Красноармейской, 44. Стороны обвинения и защиты вновь и вновь прослеживают цепочку событий. Назначение директором ТЦОТа Сергея Кокорина и его снятие с формулировкой «в связи с грубыми экономическими нарушениями…». Появление нового руководителя Александра Косова, приватизация с его участием торгового центра, продажа акций. Скупка этих акций узким кругом лиц, среди которых – мэр города Александр Макаров. Получение им серьезных доходов от бывшей муниципальной собственности.
Была ли эта цепочка продумана заранее? На допрос в качестве свидетеля был вызван Анисим Учитель, с 1997 по 2003 год работавший в мэрии. Как заместитель Александра Макарова, он курировал комитет по управлению муниципальным имуществом, возглавлял департамент недвижимости. Ныне Учитель проживает в Москве, занимает пост в правительстве столицы.
«Развалил он все»
Первой вопросы свидетелю задавала гособвинитель Елена Караваева:
– Вам известна ситуация, которая сложилась в конце 1990-х в Томском центре оптовой торговли?
– Конечно. Предприятие было достаточно крупным, и мы тщательно следили за балансом и финансовой деятельностью. Тем более что в период руководства Сергея Кокорина оно находилось на грани банкротства. Возможно, ТЦОТ и гасил долги по налогам, зато накапливал их перед кредиторами. Подробностей не помню, надо смотреть в документах.
– В тот момент были муниципальные предприятия, которые исправно работали?
– Наверное. Трудно восстановить по памяти.
– В связи с чем встал вопрос об увольнении Кокорина?
– Специалисты департамента подготовили акт. Развалил он все… Предприятие находилось в плачевном состоянии.
– Кто принимал непосредственное решение о снятии?
– Решение принимал один человек. Мы все его подчиненные. Если Александр Сергеевич сказал, что такой руководитель нам не нужен, мы его уволим.
– Как всплыла фамилия «Косов» применительно к ТЦОТу?
– Александр Косов работал в комитете по управлению имуществом, курировал экономический блок. По-моему, он сам предложил свою кандидатуру на пост директора торгового центра. Мэр не возражал.
– С уходом Кокорина и появлением Косова что-то изменилось?
– Кардинально. Пошла динамика по инвестициям, исчезла угроза банкротства. Александр Косов показал себя очень хорошим менеджером.
– Скажите, а Александр Макаров когда-нибудь проявлял интерес к данному предприятию?
– Никогда. Мне лично никаких указаний по ТЦОТу с его стороны не поступало. Мы сами нагружали мэра информацией.
«У меня претензий не было»
После допроса свидетеля Елена Караваева заявила: нынешние показания Учителя существенно расходятся с теми, которые он давал на предварительном следствии. Караваева озвучила их в судебном заседании.
На вопрос «Чем именно не устраивал вас и Макарова Кокорин в качестве директора ТЦОТа?» Анисим Учитель на предварительном следствии ответил: «У меня лично серьезных претензий к Кокорину не было. Каких-либо объективных причин, по которым он не устраивал Макарова или Штерна (один из крупных акционеров торгового центра. – Прим. авт.), я не знаю. Думаю, дело не в самом Кокорине, а в том, что это не «их» человек. Вероятно, чтобы сделать предприятие подконтрольным, Макаров со Штерном и решили поставить на должность директора своего человека, то есть Косова. Я действительно вызывал к себе Кокорина, когда Макаров издал распоряжение о его увольнении. Я предложил ему написать заявление об уходе по собственному желанию и пояснил, что вопрос о его увольнении решен Макаровым. Кокорину ничего не оставалось делать, кроме как согласиться.
Макаров всегда проявлял повышенный интерес к торговому центру – и до, и после назначения Косова. Он выражался в более внимательном отношении к финансовой деятельности предприятия по сравнению с другими. Мэр детально изучал все документы, касающиеся ТЦОТа».
В судебном заседании это противоречие так и не было снято. Видимо, оно еще получит свою оценку в предстоящих прениях сторон.
Доля моя, доля…
Также по этому эпизоду давал свидетельские показания и сам бывший директор ТЦОТа Александр Косов. Государственного обвинителя интересовали события, последовавшие за приватизацией и акционированием предприятия. Торговый центр постепенно превратился в ООО. Уставной капитал поделили между собой несколько человек. Косову в этом пакете принадлежало 17% акций. Он расстался с ними без особых сожалений.
– Когда и в связи с чем вы решили продать свою долю в уставном капитале?
– Я пытался это сделать с конца 2004 года. Учитывая, что у меня не было блокирующего пакета, любое решение учредителей могло быть отрицательным для меня. Потерял бы и то, что имел.
– Как возник Макаров? Согласно документам, вы продали акции ему. Имеется ваша расписка о том, что вы получили 512 тысяч в качестве оплаты за часть доли в уставном капитале. В договоре написано, что вы получили эти деньги от Александра Макарова.
– Возник не Макаров, а Донат Штерн. Все переговоры велись через него. Александра Сергеевича я вообще не видел. Штерн передал мне деньги, я ему – расписку. И был очень удивлен, когда увидел фамилию «Макаров». Не сразу поверил. Но договор есть договор…
– Известно ли вам, с какого времени участники ООО стали получать доход?
– Нет. Я считал, что они еще года четыре не будут его получать. О том, что это произошло буквально через год, в 2006-м, узнал из газет.
- Александр Макаров и его адвокат по назначению Виталий Черников готовятся к процессу.