Впоследние месяцы привыкшие бегать протоптанными потребительскими тропами томичи все чаще обескураженно останавливаются перед закрытыми дверями на месте бывшего торгового центра, магазина, отдела… Куда исчезла «Банана мама» из «Весны»? Почему в «Оранжевом небе» закрылась «Техносила», а «Эльдорадо» съехал из «Экстры»? В некоторые, некогда популярные торговые центры (вроде той же «Марки») стало заходить страшновато: сумрачно, пустынно, в просторных залах прилавками заняты всего два-три угла… Что происходит с российским и томским рынком? Этот вопрос корреспондент «ТН» задала начальнику областного департамента потребительского рынка Александру Таловскому.
Кризис пока не преодолен
– Товарооборот упал к уровню 2008 года на 11,6%. При этом по законам рынка должны бы снижаться и цены: торговцам приходится снижать свою маржу, чтобы товары продавались. Американские, европейские цены упали, а у нас держатся. У нас в России все по-другому… Не все наши торговцы входят в положение общества, чтобы сохранить свою прибыль. Обороты снижают, а цены нет.
– И какие последствия?
– Как только потребительская активность упала, в стране сразу начались продажи столичных и региональных сетей, крупнейшие сети стали закрывать магазины. С начала года сеть магазинов бытовой техники «МИР» закрыла 16 крупных магазинов по России, «Эльдорадо» – 32, «М-Видео» и «Техносила» по 3, а «ТОП-книга» ликвидировала 100 магазинов.
Можно сказать, что происходит некая оптимизация: та же сокращающаяся сеть «Эльдорадо» открыла 6 новых магазинов, ТОП-книга вместо 100 крупных запустила 50 более скромных торговых точек.
– Процесс оптимизации идет по нарастающей?
– Да. Думаю, большинство региональных торговых сетей будут не столько продаваться, сколько отдаваться банкам за долги. Эксперты считают: собственники переоценили в свое время собственные активы. И нагрузили их излишними обязательствами по кредитам.
Обвала пока нет
– А что происходит в Томске? В последнее время куда-то пропали многие заметные и привычные торговые точки…
– Пока – ничего катастрофического. Примеров полной ликвидации магазинов региональных и федеральных сетей у нас пока нет. «Техносила» из «Оранжевого неба» переместилась на большую площадь в гипермаркет «Томь». На ее место заехало «Эльдорадо», которому оказалось не очень уютно в «Экстре»… Пока у нас работают все торговые центры и специализированные магазины, отмечается лишь возросшая сменяемость и стремление оптимизировать расходы на оплату площадей.
Просто «Мария Ра»
– А что с продовольствием?
– В продовольственном секторе покупатель перемещается на рынки. И это парадоксально: ведь рынок держит высокие цены, сейчас товары в торговых сетях дешевле.
На прошлой неделе у меня был разговор с представителями алтайской сети «Мария Ра» (у них 167 магазинов по Алтаю и Сибири, а в Томске было два магазина, один закрылся). Они намерены в ближайшее время открыть 30 магазинов в Томске, Северске и районах области. То же делает «Поляна»: она зашла в Зырянку, Асино, готовится открыться в Первомайке.
Мы заинтересованы, чтобы сети пошли в глубинку. Это развитие конкурентной среды, новые продукты хорошего качества. Будем их поддерживать.
Новая «шаговая» идеология
– Как себя чувствуют маленькие «шаговые» продуктовые магазины в Томске?
– Не очень хорошо: оборот у них за лето упал на 25-30%. Но есть и положительная тенденция: местные специализированные сети пошли в народ, вглубь территории. Например, ЧП Семкин строит небольшие магазинчики в разных местах города – их у него уже больше десятка. Около 30 магазинов у сети «Мясной ряд» (в плюс ему и «юбилейное» снижение цен – 7% на колбасы и 15 на полуфабрикаты – разумная, я считаю, акция в нынешних условиях).
Можно сказать, родилась новая идеология: в отличие от обычных магазинов шаговой доступности эти предлагают широкий ассортимент, умеренные цены, свежесть и качество продукции.
Грядут сокращения
– Какого развития событий на потребительском рынке стоит ожидать?
– Человек сегодня не делает крупных покупок – почти не обновляются машины, мебель, бытовая техника. Обвала в этой сфере нет, но предпосылки есть. Будут нарастать трудности у продавцов одежды и особенно обуви премиум-класса – думаю, тут будут серьезные сокращения.
Ожидаемая в ближайшее время хорошая новость – открытие большого холидеевского магазина «Апельсин» на ул. Герцена, 61/1. Половину из 16 тыс. кв. м займут продовольственные товары, другую – бутики с российскими передовыми брендами. Презентация назначена на 20 ноября.
Есть общепризнанный показатель благополучия общества: в нем все хорошо, если непродовольственные товары превалируют над продовольственными. Два года назад у нас продукты питания составляли 45% потребительского рынка, промышленные товары – 55%. А сейчас доля продовольствия опять достигла 52%…
Снижение оборотов в торговле грозит сокращениями в этой сфере. По прогнозу американского агентства Bloomberg, к концу года с российского рынка уйдут 14 тыс. розничных продавцов одежды из 42 тыс. ныне работающих.
Согласно исследованиям социологов компании «Башкирова и партнеры», россияне продолжают отказывать себе во всех видах товаров. В декабре 2008 года треть опрошенных заявляли, что кризис на их покупки не повлиял, в апреле таковых осталось уже 21,1%, в июне – уже 15,4%.
С декабря по июнь доля отказывающих себе в продуктах питания выросла с 22,2 до 35,4%.