Томские педагоги осваивают философию инклюзивного образования. В РК «Fакел» прошла традиционная конференция «Партнерство – путь к инклюзии».
… Инвалидная коляска быстро скользит по ровному полу развлекательного центра «Fакел».
– Сейчас мы поднимемся на второй этаж, – объясняет Владимир Салит, глава ТРОД «ДИВО», по дороге к лифту. Двери просторной кабины открываются – Владимир заезжает внутрь.
Рядом с кнопками лифта – обозначения шрифтом Брайля, внутри есть пандусы.
– Если бы каждая школа была так оборудована, – инклюзивное образование для России быстро стало бы нормой, – говорит Владимир.
В минувшую пятницу в здании РК «Fакел» прошла традиционная конференция, посвященная внедрению инклюзивного образования в томских школах, детских садах и вузах. Помещение для проведения конференции безвозмездно предоставила компания «Томскнефть»:
– Здание РК «Fакел», принадлежащее компании «Томскнефть», я могу назвать единственным примером доступной для инвалидов среды в Томске, – считает Владимир Салит. – Здесь мы можем проводить «круглые столы», конференции, кинопоказы. Развлекательный центр оборудован всем, что нужно для комфортного передвижения инвалидов. Хотелось бы поблагодарить томских нефтяников и лично генерального директора компании «Томскнефть» Владимира Пальцева за помощь и поддержку в проведении наших мероприятий.
Открыть сердца и двери
На конференцию «Партнерство – путь к инклюзии» собрались представители томских школ, вузов, детских садов.
– Наша цель – подготовить административный корпус образовательных учреждений к принятию ребят с особыми образовательными потребностями, – рассказывает Ирина Савельева, методист по коррекционному образованию информационно-методического центра Томска.
Включение в образовательный процесс «особых» детей требует коррекции учебных планов, особой подготовки учителей и даже модернизации архитектурной среды зданий – установки пандусов, перил.
– Но все эти проблемы разрешимы, – уверен Владимир Салит. – Главное – создание в школе благоприятной атмосферы, доброжелательное отношение администрации учебного заведения к ребятам с ограниченными возможностями.
Положительный опыт инклюзивного образования в Томске есть – программы обучения ребятишек с особыми потребностями реализуются на базе школы № 54, детского сада № 6.
Не лечить, а учить!
О том, что решение проблемы инклюзивного образования начинается с революции в головах, свидетельствует и международный опыт, о котором на конференции рассказывал Ричард Райзер – эксперт по внедрению инклюзивного образования из Англии. Принятие философии совместного образования в африканских и азиатских странах позволило существенно увеличить число ребятишек, которые обучаются в массовых школах, несмотря на проблемы со здоровьем.
– Нам необходимо уйти от медицинской модели инвалидности к социальной, – продолжает Владимир Салит. – Медицинская предполагает, что ребенка нужно сначала вылечить, а затем отправить в школу. В рамках социальной модели необходимо создавать ребенку с ограниченными возможностями условия для посещения школы.
Эксперты по инклюзивному образованию замечают: совместное обучение ребят с особыми потребностями вместе со сверстниками само по себе является мощным средством реабилитации. Полезна эта форма обучения и для здоровых ребятишек.
– В ходе совместного обучения они становятся добрее, толерантнее, – убеждена Ирина Савельева. – Учатся воспринимать людей такими, какие они есть, со всеми их особенностями.
Ричард Райзер: «Главное – принять философию инклюзивного образования».
Наша справка
Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.