Время, вперед!

Это случится, если будут утверждены четыре часовые зоны вместо существующих 11 часовых поясов. «Мы традиционно привыкли гордиться количеством часовых поясов, потому что это казалось нам яркой иллюстрацией величия нашей Родины, – обосновал предложение президент Дмитрий Медведев в ноябрьском Послании Федеральному собранию, – но задумывались ли мы когда-нибудь о том, насколько столь дробное деление позволяет эффективно управлять страной?» По мысли президента, разница между соседними зонами должна составлять 2 часа (например, такими, как Западно-Сибирская и Европейская зоны, в которых находятся соответственно Томск и Москва), между крайними — 6 часов: когда в столице 12.00, на Дальнем Востоке — 18.00. Также поставлен вопрос об отмене зимнего и летнего времени.

Есть ли смысл в нововведениях? Об этом — эксперты «ТН».

 

Не поддается подсчету

Константин Нотман, генеральный директор ОАО «Сибэлектромотор»:

– Мы не делали точных расчетов того, как переход на зимнее и летнее время либо в новый часовой пояс может сэкономить средства предприятия. Но полагаю, что реальный экономический эффект будет не очень заметен, так как основными энергопотребителями в нашем случае являются мощные электрические печи, компрессоры и другое технологическое оборудование, работа которых не зависит от времени суток. На освещение же мы тратим электроэнергии на несколько порядков меньше.

Думаю, что эффект для нашей компании в первую очередь может заключаться в некотором повышении производительности труда за счет лучшего самочувствия сотрудников, время работы которых будет точнее привязано к биологическим часам. Но экономическая оценка такого эффекта, по-моему, крайне затруднительна.

Одни условности

Маргарита Петкевич, доцент кафедры географии геолого-географического факультета ТГУ, кандидат географических наук:

– В мире существует до трех тысяч вариантов измерения времени: одну и ту же дату на Земле отмечают 50 раз, потому что мы пользуемся не естественным, а искусственным временем. Оно настолько субъективно, что уже невозможно определенно сказать, насколько отстает от астрономического (солнечного) — на 18 или 55 минут или, скажем, на 2 часа ровно. Эта величина непостоянна, вычислять ее надо в данную конкретную минуту, сверяясь со специальным астрономическим справочником.

В реальности границы часовых поясов проходят даже не по меридианам, а по административным границам регионов. Поэтому Международная меридианальная комиссия разрешила странам принимать номер часового пояса по своему усмотрению. Удобнее было Томской области быть на час ближе к Москве — изменили время. Теперь по нашему пути идет Кемерово: в марте они не станут переводить стрелки на час назад. Или, например, Китай: в соответствии с мировой классификацией у них пять часовых поясов, но все китайцы живут по единому пекинскому времени.

Словом, принадлежность к тому или иному часовому поясу не более чем условность. Поэтому в президентской инициативе я не вижу ничего из ряда вон выходящего. Наверное, это действительно неудобно, когда в Москве рабочий день только начинается, а во Владивостоке уже закончен…

Здоровья ради

Михаил Медведев, заведующий кафедрой нормальной физиологии СибГМУ, академик РАМН, д.м.н., заслуженный деятель науки РФ:

– Нужно обсуждать не только политические и экономические факторы, но и то, как нововведение может сказаться на здоровье человека. Мы давно добиваемся отмены перехода на летнее и зимнее время, в начале 2000-х годов я выступал с докладом перед комитетом по здравоохранению Госдумы РФ. Вопрос был отложен, так к нему и не вернулись.

Жаль, потому что ежегодный перевод стрелок негативно влияет на биоритмы, которые формировались тысячелетиями. Да, организм человека имеет огромные адаптивные возможности. Но, когда меняются условия для осуществления биоритмов, могут возникать десинхронозы — расстройства функций многих органов и систем организма. Чтобы привести их в порядок, требуется время от нескольких дней до нескольких месяцев. Вот почему со сменой времени часто возникают обострения хронических заболеваний, увеличивается число инфарктов, инсультов, особенно у пожилых людей.

Что касается перехода на новое поясное время, в принципе, я не против. Но важно привлечь ученых-медиков из РАН, РАМН, чтобы сохранить здоровье людей в новых условиях. Так, мы обследовали вахтовиков, работающих на Севере. Из-за смены поясного времени у них часто развивались десинхронозы, поэтому было разработано специальное и эффективное медобслуживание для этой категории работников. То же самое нужно делать сейчас в масштабах всей страны. Люди должны оказаться в центре внимания, я уверен, это окажет положительное влияние на демографическую ситуацию в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × пять =