Новая школа – будущее страны

Приоритетные направления развития общего образования региона

У каждой медали, как известно, две стороны. Разразившийся кризис, несмотря на все его негативные последствия, принес одно безусловное благо – дал возможность всем россиянам остро прочувствовать пагубность зависимости экономики страны от сырьевой «иглы». Тема необходимости перехода к «экономике знаний» не только вновь зазвучала с высоких трибун, но и была подкреплена весомыми мерами со стороны государства.

Втом, что российская наука и высшая школа богаты светлыми головами и смелыми идеями, никто не сомневается. Но для того чтобы и отечественные ноу-хау, и современные мировые технологии повсеместно внедрялись в жизнь, нужны прежде всего кадры. И кадры особые – инициативные, способные генерировать идеи и умеющие эффективно выводить их на рынок. Очевидно, что подготовка таких специалистов должна начинаться еще за школьной партой, в период, когда у человека формируется шкала жизненных ценностей.

Появление президентской инициативы «Наша новая школа», объявление 2010 года в нашей стране годом учителя, даже выход на главном телеканале скандального сериала «Школа» – все это красноречивые свидетельства того, что и власть, и общество отчетливо осознают необходимость кардинальных перемен в системе школьного образования.

Томская область подтвердила свой статус территории инноваций, став одним из первых регионов в стране, начавших масштабную школьную реформу. В рамках модернизации общего образования, поддержанной нацпроектом «Образование», область получила 3 млрд 622 млн инвестиций в систему общего образования. И это только бюджетных средств! Сегодня практически все образовательные учреждения области обеспечены скоростным выходом в Интернет, комплектами современных наглядных пособий, интерактивными досками. Если в 2001 году на один компьютер приходилось 252 ученика, то в 2008-м – всего 29. Капитально отремонтировано более 40 школ как в районах, так и в областном центре, в результате число учеников, обучающихся в школах, соответствующих всем современным требованиям, возросло с 29 до 69%. Старшеклассники получили возможность широкого выбора профильных программ – сегодня по ним обучаются 58,8% ребят. Возросла до 92% и остается стабильной доля выпускников, поступающих в вузы и техникумы. В 2009 году по 10 из 13 предметов ЕГЭ томские школьники набрали баллы выше общероссийского показателя. Выросла заработная плата педагогов, расширились их возможности для повышения профессиональной квалификации, получения стимулирующих выплат, президентских грантов, губернаторских премий.

Новые горизонты

– Самый значимый итог реализации КПМО – создание и развитие в общем образовании конкурентной среды, причем на всех уровнях, – говорит Леонид Глок, начальник Департамента общего образования Томской области. – Теперь, чтобы рассчитывать на федеральную поддержку, недостаточно доказать необходимость этого шага, нужно взять на себя серьезные обязательства, выдержав конкуренцию с другими регионами. Это мотивирует и на постановку смелых целей, и на их достижение. Сегодня уровень зарплаты учителей напрямую зависит от качества и результатов их работы, причем оцененных объективно, например, теми же показателями ЕГЭ. У педагогов появился мощный стимул для развития, освоения новых технологий. В момент своего появления КПМО в полной мере соответствовал запросам времени, достигнутые в его ходе результаты доказали правильность выбранного пути. Но жизнь не стоит на месте, поэтому сегодня, спустя четыре года, настала необходимость актуализации стратегических целей, – убежден Глок.

Выступая на открытии 9-го Сибирского форума образования, Леонид Глок озвучил новые приоритетные направления развития общего образования региона: новое качество образования, основанное на компетентностном подходе; повышение авторитета профессии учителя и уровня экономической самостоятельности образовательных учреждений; улучшение здоровья школьников.

Как и какими методами этого достичь? Какой должна стать российская школа, чтобы обеспечить выход в жизнь нового поколения успешных, здоровых, гармонично развитых членов общества?

От репродукции – к компетенции

– Долгое время в нашей педагогике доминировала репродуктивная парадигма, когда ученик воссоздает те знания, которые ему дает учитель. Сегодня она уже не соответствует духу времени. В наши дни учитель должен быть не просто транслятором знаний, его деятельность должна быть направлена на то, чтобы заложить в каждом ребенке стремление наращивать эти знания самостоятельно. Учитель должен дать детям не рыбу, а удочку, с помощью которой те смогли бы успешно выстроить свою жизнь, – говорит Леонид Эдуардович. – Этой удочкой являются разного рода компетенции. Например, коммуникативные: отличное знание родного и иностранных языков, психологии общения, умение логично и красиво излагать свои мысли, адекватно вести себя в разных ситуациях, оценивая все риски и возможности. Необходимо владеть и информационными компетенциями: уметь добывать информацию из широкого спектра источников, анализировать, выбирать и структурировать ее. Наконец, необходимо дать ученикам и социально-бытовые компетенции: представление об экономике своей семьи, принципы правильной организации времени и рабочего пространства. Формирование мышления, основанного на продуктивном восприятии мира, креативном подходе, – все это элементы нового содержания образования.

Чтобы привить подрастающему поколению эти компетенции, должны существовать новые образовательные технологии, расширен спектр профильных программ, образовательный процесс должен быть обеспечен самым современным информационным и исследовательским оборудованием.

– Велосипед изобретать не нужно: отечественная и зарубежная педагогика сегодня располагает мощнейшим арсеналом перспективных и проверенных на опыте технологий. Наша задача – выбрать и применить их с учетом наших местных особенностей, – говорит Леонид Эдуардович.

Главная проблема в другом. Как привлечь в школы педагогов с новым мышлением?

– Основу педагогического корпуса должны составлять люди, ориентированные на успех, позитивно мыслящие, уверенные в себе, вместе с которыми в школу ворвется атмосфера свободного рынка, конкуренции. Понятно, что при сегодняшнем уровне оплаты учительского труда такие люди в школу не пойдут, реализуя себя в других сферах. Сегодня учитель в глазах общества – подвижник, чья деятельность у большинства никак не ассоциируется с представлениями о жизненном успехе. «Ты стоишь столько, сколько тебе платят». Безусловно, труд тех, от которых зависит главный капитал страны – качество ее человеческих ресурсов, должен оплачиваться соответствующе! – убежден Леонид Глок. – Позитивные сдвиги в этом направлении есть – зарплата учителей постепенно растет, в Томской области она сегодня составляет в среднем 14 тыс. рублей. Развивается система мер социальной поддержки, поощрения лучших учителей за счет введения новой дифференцированной системы оплаты труда, президентских и губернаторских премий. Следующим важным шагом в этом направлении должно стать предоставление большей экономической самостоятельности образовательным учреждениям.

Хозяйский подход – эффективность

По мнению Леонида Глока, образовательные учреждения должны финансироваться сегодня одной строкой, получив статус автономных.

– Сегодня директора школ связаны сметами, спущенными сверху. Внести в нее оперативные изменения сложно, а ведь школа – это живой организм. И сегодня, быть может, было бы лучше направить большую сумму на покупку учебников, чем на ремонт помещений, но директор подобные решения принимать не вправе. Он не вправе оставить в ведении школы излишек средств, образовавшихся, скажем, по завершении отопительного сезона. Зачем ему тогда внедрять энергосберегающие технологии, если никакого бонуса школа не получит, а на следующий год государство все равно выдаст деньги в том же объеме? Такое неэффективное использование ресурсов, отсутствие хозяйского подхода тормозят развитие любого дела.

Идею автономии поддерживает большинство директоров. Ведь у школ появится стимул вести более рачительную политику, ресурсы будут направляться точечно на решение самых актуальных проблем, в том числе на дополнительное стимулирование лучших учителей, создание в школе более комфортных условий для учащихся. Красивый интерьер, очищенная питьевая вода, уютная столовая, системы климат-контроля, комнаты здоровья и психологической разгрузки и многое другое – все это тоже неотъемлемые атрибуты современной школы. Та самая форма, которая в гармоничном сочетании с качественно новым содержанием образовательного процесса и позволит воспитать здоровых, гармонично развитых людей, которые обеспечат себе и своей стране достойное будущее.

 

Департамент общего образования Томской области призывает всех томичей принять участие в возведении памятника Учителю, отдав дань памяти, уважения и благодарности своим любимым учителям.

Реквизиты для перечисления средств: УФК по Томской области (Департамент финансов Томской области, л/с 02652000970, ОГУ «Региональный центр развития образования», л/с 4109000150)

КПП: _701701001___ ИНН: 7017033960 Код ОКАТО: ___________

P/с 40603810400001000412, л/с получателя: 4109000150

в: ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области г. Томск

БИК: 046902001

К/с: нет

КД: 81530399020020000180

Платеж: пожертвование на создание памятника Учителю

SMS (только для абонентов «Билайн»): для перечисления средств в фонд на строительство памятника Учителю отправьте со своего мобильного телефона SMS на номер 8499 с текстом «edu[пробел]god[пробел]сумма» без кавычек (сумма пожертвования указывается в валюте вашего тарифного плана), например edu god 50.

Сумма перечисления должна быть не больше суммы остатка на счету вашего телефона и не более 10 тыс. рублей. В ответ вам придет SMS с текстом: «Благодарим Вас за пожертвование. Комиссия 0,00 руб.».

Перевод средств можно осуществить в любом отделении банка, заполнив бланк квитанции. Бланк квитанции предлагается на сайте: http://edu.tomsk.gov.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 2 =