Звонок к обеду

Рынок доставки в Томске перестал предлагать только суши и пиццу

Доставка еды на дом и в офис становится все более популярной: если год назад этим в основном занимались суши-компании, то теперь подобную услугу предлагают даже небольшие кафе восточной кухни. Впрочем, до сих пор рынок далек от насыщения: некоторые службы доставки и онлайн-рестораны обоснованно называют себя первыми и пока единственными в своем роде.

Вначале были суши

До конца 2004 года в Томске существовала только доставка пиццы как дополнительная услуга пиццерий плюс некоторые рестораны по спецзаказу могли привезти блюда на дом постоянным клиентам, однако самостоятельным бизнесом это не являлось. Компания «Мир суши» стала первой, ориентированной исключительно на доставку.

– Ресторанный бизнес я всегда считал рискованным: ты купил здание, сделал дорогой ремонт, нанял хороших поваров, а клиент не идет. И что делать? А так, во-первых, мы более мобильны, во-вторых, можем предложить клиенту более выгодную цену: ужин с доставкой на дом дешевле ужина в ресторане, – объясняет выбор директор «Мира суши» Роман Казаков. – Немаловажный фактор – возможность контроля персонала. Проследить за тем, как общается официант, достаточно сложно, особенно если филиал находится в другом городе. Мы же принимаем заказы по телефону, каждый разговор записывается, и так можно выявить тех, кто плохо общается с клиентами. Кроме того, видеонаблюдение стоит на кухнях всех наших филиалов (в Красноярске, Казани, Иркутске, Тюмени и Краснодаре), то есть мы можем контролировать качество услуг всесторонне.

Усилиями «Мира суши» японская кухня стала модной. Сегодня в справочнике ДубльГИС насчитывается как минимум восемь компаний, осуществляющих доставку суши.

Спрос рождает предложение

Главные тренды года – открытие универсальных ресторанов доставки и появление услуги «еда на дом» у реальных заведений общепита. Каждый, кто входит на этот рынок, четко понимает, для кого он будет работать. Так, одно из нескольких кафе восточной кухни, недавно освоивших доставку обедов, предлагает покормить рабочих на стройплощадке. Цены, соответственно, невысокие: плов – 55 рублей, лагман – 60… На офисных сотрудников ориентирована кулинарная компания «Фьюжн-Градъ», стоимость ее стандартного обеда – 79 рублей, комплексный обед XXL (с увеличенным выходом первых блюд и гарниров) обойдется в 83 рубля. Заказать столь же дешевый ужин не получится: подавляющее большинство «доставок» в низком и среднем ценовом сегменте работают только в обеденное время, и, кстати, заказы принимаются заранее, до 9-10 утра.

До поры до времени у томичей, которым некогда или не хочется готовить вечером, выбор был небогат: либо суши, либо пицца, либо фаст-фуд из супермаркета, за которым еще надо дойти. Ровно год назад, в мае 2009-го, в Томске появился первый премиум-ресторан доставки N-Joy, работающий в формате fusion (смешение разных стилей и направлений кухонь всего мира). Более того, он стал первым в России.

– На создание проекта побудил результат анализа существующего рынка, – рассказывает замдиректора по работе с клиентами компании «Руденски продукт» Егор Гризодуб. – Мы пришли к выводу, что в Томске существуют всего два конкурентоспособных предприятия и порядка десяти предприятий, в точности воссоздавших предложения основных участников рынка, но не имеющих никаких преимуществ или доппредложений.

Как утверждают в «Руденски продукте», на реализацию проекта была потрачена невероятно большая для ресторана доставки сумма, запуск длился полгода: подбиралась и обучалась команда, обустраивалась высокотехнологичная производственная кухня (еда готовится только после принятия заказа), разрабатывалась собственная упаковка для блюд. Сегодня в ресторане доставки N-Joy можно выбрать четыре вида кухонь (китайская, итальянская, японская и смешанная), более 70% меню не имеет аналогов среди других предложений доставки.

– Примерно 30% заказов приходится на офисы, остальное – на дом, – говорит Егор Гризодуб. – С момента открытия прирост к клиентской базе составляет 20–25%, основная часть людей приходит благодаря «сарафанному радио».

Высший пилотаж

Точно такой же прирост демонстрирует и новая служба доставки «Гарсон» – она начала работать с начала апреля этого года. Принципиальное отличие в том, что «Гарсон» не имеет своей кухни: компания выступает посредником между известными ресторанами и клиентами, желающими покушать дома. Сейчас «Гарсон» работает с пятью ресторанами, в сводном меню более 600 позиций.

– Мы заняли абсолютно свободную и очень перспективную нишу. Еженедельно количество клиентов увеличивается на 20%, и примерно на столько же – средний чек заказов, – рассказывает замдиректора по маркетингу Татьяна Самойлова. – Преимущество в том, что клиент уверен в качестве услуг, ведь блюда готовятся поварами известных ресторанов, которые очень дорожат своей репутацией. Потребность в такой услуге была и у самих ресторанов, которые не первый год готовили блюда на вынос, однако каждый раз возникал вопрос: «Как доставить блюда?», так как заведения эту услугу не оказывали.

– Действительно, ресторану трудно организовать доставку самостоятельно, – подтверждает бренд-менеджер ресторации «Венский двор» Оксана Серикова, – ведь нужно не только приготовить блюдо, но и продумать, как его упаковать и преподнести, чтобы сохранить внешний вид и эстетику ресторации. Кроме того, нужно нанимать операторов и водителей, выделять для них помещение, продумывать логистику, то есть, по сути, создавать отдельный бизнес. Мы заключили договор с «Гарсоном» в начале мая, и пока нам трудно оценить востребованность горожанами услуги доставки на дом – прошло совсем немного времени. Но, безусловно, такая форма работы нужна. Я считаю, это повысит культуру еды томичей.

Из онлайна в реал

– Рынку доставки есть куда расти. В Америке, например, еду на дом почти каждая семья заказывает несколько раз в неделю. Томску нужно несколько лет, чтобы приблизиться к этому, – считает директор «Мира суши» Роман Казаков. – По своей компании мы видим, что потолок развития еще не достигнут. Ранее мы строили прогнозы, что достигнем «дна» в 2009 году, ведь существовали расчеты (их, в частности, производил ресторан «Вечный зов») о так называемых «золотых пятидесяти тысячах» – считалось, что больше клиентов для ресторанов в Томске быть не может. Но мы уже перешагнули этот порог и продолжаем приобретать новых клиентов.

Со временем пришлось даже поступиться принципами и открыть небольшое кафе в японском стиле («Каждый месяц было по 20–30 звонков с вопросом «Когда откроете суши-бар?», – объясняет Казаков). В Красноярске в ближайшем будущем начнет работать большой ресторан-клуб «Мира суши». По этому же пути пошла компания «Руденски продукт»: уже запущен план реализации нового проекта – заведения N-Joy Street, которое откроется в Томске до конца этого года.

 

Полезные ссылки

http://obed.tomsk.ru

http://vensky-dvor.tomsk.ru

http://www.mnogoeda.ru

http://garson.tomsk.ru

http://n-joy.tomsk.ru

http://www.mirsushi.com

 

совет бывалого

Роман Казаков, директор компании «Мир суши»:

– К сожалению, среди компаний, предлагающих доставку еды на дом, много недобросовестных: я знаю примеры такого «бизнеса», когда еда готовится в съемной квартире, без разрешений, без сертификатов, поставщики продукции – неизвестно кто… Совет один: звоните и спрашивайте, можно ли посетить их кухню. Приличные компании, которым нечего скрывать, не откажут.

 

Известные рестораны также освоили доставку на дом готовых блюд

 

Заказывать еду стоит только у тех компаний, которые не откажутся показать свою кухню

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − девять =