Риски страхования

Некомпетентный агент и собственная неграмотность снижают вероятность получения возмещения при наступлении страхового случая

 

Правила безопасности для клиентов рынка страховых услуг обсуждали участники круглого стола проекта «Ваши личные финансы», прошедшего в минувшую пятницу. Зачем нужен страховой полис, как его нужно приобретать, как не попасть в руки мошенникам? Об этом рассказали руководители компаний – основных участников рынка страхования в Томске.

«Авось» не поможет

Практически каждый из нас является потребителем услуг страхования. Однако лишь незначительный процент населения приобретает страховой продукт добровольно. Полис ОМС оформляется по месту службы, страховка жилья – во время получения ипотечного кредита, полис ОСАГО приобретается вместе с автомобилем. Нежелание людей страховать себя и свое имущество участники рынка объясняют русским «авось»:

– Желание страховаться у граждан есть, но основная проблема в том, что развитие страховой культуры идет крайне медленно. Если продавец входит в личный контакт с клиентом, вероятность заключения договора велика. Но сам человек, без участия страхового агента, в страховую компанию приходит редко, – рассказывает начальник отдела развития розничной сети Томского филиала «Росгосстрах» Сергей Предин.

– Агенты нашей компании активно поработали в респектабельном коттеджном поселке Медведка, – приводит пример директор Томского филиала «Согласие» Андрей Билле. – Дома там очень приличные, люди не бедные. Застраховали десять строений – это почти нулевой процент от всего жилого массива поселка. Коттеджи в Медведке этой весной пострадали: через них прошли вода и лед. В итоге три наших клиента получили сумму возмещения по 500-600 тыс. рублей каждый, а тем, кто оказался без страховки, пришлось тратить деньги на ремонт из собственного кармана.

Специалисты уверены: возместить убытки пострадавшим от наводнения жителям Черной Речки не стало бы сложной задачей, если бы все строения в селе были застрахованы. А вообще, чтобы подобное страхование финансовым организациям было выгодно, страховаться должны жители всех населенных пунктов Томской области, находящихся в зоне затопления, и задолго до наступления паводка. Только при таком охвате и таких сроках страховщики могут взять на себя компенсации за ущерб ветхого жилья, к которому относятся почти все дома, расположенные в зонах риска.

Как выбрать компанию

Сегодня в Томской области работают более 40 страховых компаний. Выбрать из них одну, продукт которой станет для вас оптимальным, задача примерно такая же, как найти банк с лучшими для себя условиями по оформлению вклада или кредита.

– На месте клиента я бы поинтересовался уровнем уставного капитала компании. Если он мизерный, финансовое состояние страховщика можно считать нестабильным, – советует Андрей Билле. – Стоит еще поинтересоваться, насколько часто клиенты конкретной компании обращаются в суды. Официально такой информации нет, но, как правило, она на слуху. Можно изучить отзывы в Интернете.

Большинство страховых компаний имеют собственные агентские сети. Это значит, что приобрести полис можно у себя дома или на работе, агент приедет в удобное для вас место. Но полностью доверять профессионализму сотрудника не стоит, предупреждают сами руководители компаний.

– Одна из проблем – агенты не всегда хорошо знают продукты, которые предлагают страхователю. И ситуации, когда агент неправильно заполняет документы клиента, случаются. Но это не основание для отказа в страховой выплате, потому что в данном случае виноват работник компании, – подчеркивает начальник управления имущественного страхования Томского филиала «СОГАЗ» Евгения Генкель.

Кроме агентов, услуги по страхованию можно получить у страховых брокеров. Они являются представителями сразу нескольких компаний. С одной стороны, клиент получает больший выбор страховых продуктов, с другой — брокер может преследовать совершенно иные, не совпадающие с желаниями покупателя цели.

– Брокерам интереснее привести клиента в ту компанию, где им заплатят больше. Но есть два типа брокеров: первый настроен на извлечение прибыли, второй работает на интересы клиента. И главное, что нужно определить покупателю страховых услуг, — это уровень порядочности конкретного человека, – советует начальник отдела розничного страхования Томского филиала «Ингосстрах» Лариса Иванова.

Мышеловка

Еще большие риски в страховании возникают из-за неграмотности самих граждан. Они часто не вчитываются в строчки договора и подписывают документ, не зная важных его деталей.

– Отличительная черта нашего клиента – это желание приобрести полис по максимально низкой цене. Первый вопрос, который часто задает человек, перешагнувший порог страховой компании: «Сколько стоит данная услуга?» В итоге клиент попадает в ловушку: он приобретает самый дешевый продукт, к примеру по автострахованию по тарифу 3% от стоимости машины. Но застраховать автомобиль по полному риску за такие деньги невозможно. Клиент, попав в серьезное ДТП, не сможет возместить убытки, – подчеркивает Андрей Билле.

С осторожностью следует относиться к приобретению полисов в выездных пунктах продаж. Так, например, продаются полисы ОСАГО.

– Нужно позвонить по телефону компании, который указан на полисе, назвать его номер и спросить, действительный ли это полис, – предостерегает директор Томского филиала «РЕСО-Гарантия» Виктория Гизбрехт.

Застраховать всех

Когда нужно не раздумывая приобретать страховой полис? Участники круглого стола «ВЛФ» считают, что необходимо страховать все имущество, а также жизнь, особенно если вы в семье единственный кормилец. Классический, к сожалению, случай: глава семьи зарабатывает деньги, кредиты оформлены на него, и после его неожиданной смерти семья остается без дохода и с крупными финансовыми обязательствами.

– Чтобы повысить страховую культуру населения, необходимо вступить в союз власти, страховым компаниям и СМИ. Такое содружество уже привело к массовому охвату полисами от клещевого энцефалита жителей Томской области. Стоит этот полис у нас от 90 рублей, в Новосибирске – 250-300 рублей, – рассказывает Андрей Билле. – Если бы мы совместными усилиями начали продвигать и другие направления страхования, многие проблемы смогли бы решить даже на отдельно взятой территории. Что, у нас мало детей и взрослых, которые в период гололеда ломают себе руки и ноги? Если добиться такого же охвата населения, как со страхованием от клещевого энцефалита, полис от несчастных случаев стоил бы 100 рублей.

Повышение страховой культуры, массовый охват людей продуктами страхования – это задача выполнимая, но только при условии содружества страховых компаний. А сегодня без участия власти мы не можем договориться о продвижении своих продуктов, не получается создать и ассоциацию, с сожалением констатируют руководители компаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *